В современных условиях профессиональный успех и эффективность бизнеса часто зависят от скорости перемещения в пространстве. Вы никогда не отмечали необъяснимую усталость, которая возникает у вас во время или, иногда, после авиационного перелета? Разве у вас не было зевоты во время полета? Разве вы не делали непроизвольных глубоких вдохов? Разве у вас не болела голова? Разве вы не заставляли себя сосредоточиться на каком-либо производственном вопросе? Разве не трудно было вставать с кресла и перемещаться по салону самолета? Разве вас не удивляли беспричинные приступы тревоги и мрачных предчувствий, а иногда даже страха и паники?
Ничто не сравнится с преимуществами дальних перелетов на коммерческих авиалиниях, если только вы не принадлежите к довольно многочисленной категории тех несчастных, которые боятся летать, тех, кто страдает гипервентиляцией и предрасположенностью к приступам тревоги и паники из-за ощущений, которые сопутствуют понижению давления в салоне самолета, особенно из-за увеличения частоты пульса, могут довольно сильно развиться симптомы гипервентиляции. Люди, подверженные приступам паники, особенно чувствительны к ощущениям в груди и сердце.
Каково влияние аэрофобии на человека?
Последствия кислородного голодания организма были самым тщательным образом изучены военными. В их числе назывались необъективное восприятие окружающей действительности, нарушение кратковременной памяти и потеря способности успешно решать поставленные задачи после преодоления высоты в 1500 м. Признаки неадекватного поведения начинают возникать на высоте примерно 2600 м, а затем наблюдается спутанность сознания.
Во время нескольких воздушных перелетов я использовал карманный оксигемометр (прибор для измерения уровня кислорода в крови), чтобы проверить теорию, согласно которой в самолете происходит значительное понижение содержания кислорода в крови, что непосредственно влияет на самочувствие пассажиров и, возможно, вызывает приступы паники у тех, кто к этому предрасположен.
Частота пульса и уровень кислорода в крови
У меня собраны многочисленные данные об уровне кислорода в крови, частоте пульса и кровяном давлении. Показания были сняты с помощью датчика, закрепленного на указательном пальце правой руки, во время двух полетов между Нью-Йорком и Сан-Франциско и одного между Нью-Йорком и Рейкьявиком. Полеты проходили в условиях давления в салоне самолета, соответствующего высотам 1500 м и 2000 м над уровнем моря. Я нормально дышал и выполнял глубокое брюшное дыхание. Для сравнения я снял точно такие же показания дома, сидя в удобном кресле.
Мне следовало бы добавить, что в то время мне было около 55 лет, я был в нормальной физической форме, но иногда (по непонятной причине) меня мучили в полете мрачные предчувствия. У меня, само собой разумеется, не было никаких заболеваний, которые могли бы повлиять на уровень кислорода в крови. Но я сознательно пошел на этот эксперимент, поскольку заметил у себя во время перелетов на высоте более 4500 м некоторые признаки гипоксии.
Я обнаружил, что средний уровень содержания кислорода у меня в крови упал с обычного (96%) до 90,5% (нормальный уровень кислорода 95-98%), а частота пульса возросла с обычной (72 удара в минуту) до 96,5 удара.
Изумленный шестипроцентным снижением уровня кислорода в крови - я даже не мог себе представить подобное, - я стал выполнять упражнения на диафрагмальное дыхание. К моему удивлению, после выполнения 3 дыхательных циклов уровень кислорода в крови увеличился до 95,2%. И я немедленно почувствовал разницу. Однако частота пульса некоторое время оставалась на уровне 90 ударов в минуту.
На основании своего опыта я хотел бы рекомендовать тем из вас, на кого в физическом или психическом плане влияет понижение давления в самолете, периодически выполнять упражнения на диафрагмальное дыхание. Сделайте хотя бы 3 или 4 дыхательных цикла. Этого будет достаточно. Не стоит перенапрягать диафрагму.