Гибкость означает способность пересмотреть планы из-за препятствий, неудач, новой информации или ошибок, адаптироваться к меняющимся условиям.
Из этой статьи вы узнаете как происходит развитие гибкости у ребенка и насколько он уже имеет гибкое поведение.
Значение гибкости поведения
Взрослые, у которых этот навык развит хорошо, могут «плыть по течению». Когда приходится в последнюю минуту менять планы из-за непредвиденных обстоятельств, они быстро приспосабливаются к новой ситуации, корректируют эмоции (например, преодолевают разочарование и досаду). Негибких взрослых неожиданное изменение обстоятельств часто вводит в ступор. Тем, кому приходится жить с негибкими людьми любого возраста, часто требуются дополнительная энергия и планирование, чтобы снизить влияние неожиданностей на их настроение.
Как происходит развитие гибкости у ребенка?
Учимся развивать гибкость у ребенка
Мы не ожидаем гибкости от младенцев в любой ситуации. Мы сами составляем их графики, кормим, когда они проголодались, и укладываем спать, когда они устали. Однако достаточно рано родители начинают вводить больше порядка и предсказуемости в их жизнь. К полугодовалому возрасту большинство малышей придерживаются графика сна семьи (спят всю ночь, как можно дольше). Со временем, особенно после введения прикорма, мы приучаем их к расписанию приема пищи, стараясь, чтобы этот график как можно точнее совпадал с общесемейным.
Мы ожидаем, что дошкольники будут проявлять гибкость в разных ситуациях - и большинство из них с этим справляются. Они привыкают к новой няне, началу подготовки к школе и ночевке у дедушки и бабушки. Мы ожидаем, что они смогут приспособиться к неожиданным переменам в повседневных делах, справиться с разочарованием и преодолеть досаду. Все эти ситуации требуют гибкости и некоторые дети справляются с ними лучше, чем взрослые. Если дети испытают сложности в подобных ситуациях, их родители уверены, что нужно немного больше времени, чтобы приспособиться. В возрасте примерно 3-5 лет большинство детей учатся управлять новой ситуацией и неожиданными событиями: либо относиться к ним спокойно, либо быстро брать себя в руки, если обстоятельства их расстраивают.
Оценка гибкости у ребенка
Насколько гибок ваш ребенок?
С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.
Шкала
0 - Никогда или редко
1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)
2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)
3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)
Подготовительная группа - детский сад
- Может приспособиться к изменению планов или привычных дел (иногда требуется предупреждение)
- Быстро приходит в себя после несущественных разочарований
- Согласен делиться игрушками с другими детьми
Младшие классы начальной школы (1-3-й)
- Играет с другими детьми (не обязательно быть главным, может делиться)
- Принимает замечания учителя, когда не следует указаниям
- Легко подстраивается к незапланированным ситуациям (например, замене учителя)
Начальные - младшие классы средней школы (4-5-й)
- Не «зацикливается» на эмоциях (например, разочаровании, пренебрежении и т. п.)
- Может изменить тактику поведения, когда планы меняются из-за непредвиденных обстоятельств
- Может выполнять домашние задания, допускающие изменения и правки (иногда требуется помощь)
Средняя школа (6-8-й классы)
- Может привыкать к разным учителям, школьным правилам и заданиям
- Согласен подстраиваться под мнение коллектива, если одноклассники не проявляют гибкости
- Согласен подстраиваться или принимать желания младшего брата или сестры (например, позволить выбрать фильм для семейного просмотра)