Ежедневно, ребенок постигает для себя что-то новое, делает новые открытия - и передача своих впечатлений на бумаге является чем-то абсолютно необходимым. И вот сидит ребенок рисует, рисует, что-то проговаривает себе под нос и нам кажется, что там уже как минимум картина Саврасова "Грачи прилетели", но нет. После долгого и продолжительного труда мы наблюдаем головастиков, именуемых папой и мамой. "Паразительное сходство" - говорим мы и улыбаемся. Конечно, любой рисунок своего чада будет воздвигнут в шедевры, но что делать, если ребенок в 5 лет не может изобразить элементарные вещи.
Как научить ребенка рисовать человека?
Этапы обучения ребенка рисованию человека
Для начала нужно расставить приоритеты и запастись терпением.
этап - подготовка ребенка к рисованию. После этой несложной процедуры, вам потребуется наглядность. Хм... Где же взять наглядность, чтобы нарисовать человека? И вот тут нам поможет - папа! И кто сказал, что обучением должна заниматься только мать? Ничего подобного, поставили папу и наглядно на нем объясняем всю ситуацию. Проще говоря, разбираем его по частям. Голова, шея, туловище, руки, ноги - вот из чего состоит наш папа.
После проведения подобной экскурсии, рассматриваем подробнее каждую часть тела. Например: Голова. Вы задаете ребенку наводящие вопросы, отвечая на которые он сам делает выводы о том, как нарисовать правильно. Суть вопросов следующая: Какой формы голова? (круглая, квадратная, овальная). Как голова присоединяется к телу? (при помощи шеи).
Каково соотношение размеров головы и туловища? (голова меньше туловища). Как ноги соотносятся с туловищем? (примерно одинаково). Какие ты рисуешь руки? (как палки).
Посмотри, внимательно на себя, папу, брата, у них руки как палки? (ребенок задумается и сам осознает свои ошибки, просто потерпите).
Чтобы научить малыша рисовать человека разберите с ним все до мельчайших подробностей. Отпустите папу и возьмите какую-нибудь картинку человека. Чем больше наглядных изображений, тем интереснее ребенку. Ведь, порой дети рисуют роботов, а человека нарисовать не могут. Просто от не понимания сути. Если вы поможете ребенку нарисовать человека, он будет рад, но смотрите, чтобы помощь была разумной и однажды, он не пришел к вам, сказав: "Мам, нам в садике задание дали: как нарисовать человека? - Ты не нарисуешь".
Попробуйте, и вопрос "Как научить ребенка рисовать человека" не будет выглядеть таким сложным.
Как ребенок рисует человека?
Наибольший интерес для ребенка представляет человек. Он и является основным мотивом изображений у детей, в самостоятельных рисунках действуют сам автор и близкие ему люди. Это свидетельствует о начале формирования "системы Я" как центрального личностного образования, включающего не только сознание Я, но и отношение к себе.
Как дети изображают человека на рисунках?
На рисунке 9 – маленький мальчик с папой на прогулке. Размер изображения по отношению к границам листа и взаимосвязь персонажей (фигурки держатся за руки) говорят о характере взаимоотношений папы и сына. Кстати, картинка, как нам кажется, перевернута. Это не опечатка. Ребенок рисовал именно так. Причем волосы на своей голове и черты лица были добавлены по просьбе взрослого, и, с нашей точки зрения, правильно.
Ребенок, действуя, осваивает реальное пространство, его становящееся сознание формирует идеальный образ окружающего мира, а промежуточные пространства изображений позволяют осмыслить место и роль своего Я в этом мире. Овладение языком и формами мышления делает возможным включение ребенка в современную культуру.
Павел Флоренский истолковывал всю человеческую культуру как деятельность, которая организует пространство. "В одном случае это пространство наших жизненных отношений, и тогда соответственная деятельность называется техникой. В других случаях это пространство есть пространство мыслимое, мысленная модель действительности, а действительность его организации называется наукою и философией. Наконец, третий разряд случаев лежит между первыми двумя. Пространство или пространства его наглядны, как пространства техники, и не допускают жизненного вмешательства – как пространства науки и философии. Организация таких пространств называется искусством".
Ребенок рисует человека на рисунках так, как видит, но пока его творчество не является искусством. Однако уже первые опыты в создании искусственного пространства наполнены чертами характерными для изобразительного искусства в самых высоких его проявлениях уже есть в детских рисунках.
Секреты психологии
Психологи отмечают важность эстетического качества рисунка ребенка, считая его показателем положительной самооценки и позитивного восприятия окружающей действительности. Так, например, Р. Арнхейм считает, что "произведения, выполненные рукой не испорченного средой ребенка или так называемыми примитивами, никогда не говорят о плохом вкусе их авторов. Плохой вкус, где бы он ни существовал, отражает более глубинные пороки человека или общества".
Художник и психолог Ю. А. Полуянов говорит о детском отношении к миру, которое очень близко именно художественной интерпретации явлений и событий жизни: "Не понимая специфики художественной формы, не умея намеренно пользоваться средствами выразительности в рисовании и осознанно не выделяя их в своих рисунках, ни в рисунках других детей, ни на картинах художников, ребенок, тем не менее, иногда (или часто) создает очень выразительные сочетания цветов, пластичные очертания и динамичные изображения".
По наблюдениям американских исследователей В. Ловенфильда и В. Ломберт-Бриттена, ребенок выражает в рисунке свои переживания, возможно, впервые в своей творческой работе. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт.
Взрослый может и должен помочь ребенку понять и почувствовать значимость самого себя как уникального явления. Может и должен поддержать уверенность ребенка в том, что его способ постижения мира имеет право на существование. Но как угадать, в чем особенность мировосприятия вашего воспитанника? Вот здесь и может помочь изображение – окошко в его внутренний мир.