Вот вы сейчас прочитали про цвета и наверняка отметили для себя, какие цвета подходят ребенку, а какие - явно не для него. Но выбрать «счастливый» цвет - это полдела. Надо еще решить, в каком объеме его использовать и как долго сохранять выбранную цветовую гамму в том или ином месте детской.
Доминирующим должен стать тот цвет (или цвета, возможно, их будет два), который приносит наибольшую пользу вашему ребенку, то есть соотносится с его характером, вкусами, потребностями. Размещается доминирующий цвет в наиболее важных для малыша местах, каковых три: стена напротив входа в комнату, зоны, где ребенок проводит много времени (кровать, столик для игр, письменный стол, пол, игровая зона) и видимые оттуда фрагменты комнаты. Вот там-то и надо располагать предметы «счастливых» расцветок. Причем доминирующий цвет имеет смысл использовать не только в детской, но и в других местах дома, где ребенок обычно ест или играет.
Остальные цвета включайте в интерьер в меньшем объеме, но помните, что их присутствие обязательно. Детишки нуждаются в вибрациях разных цветов. И не беспокойтесь по поводу эстетики. Не существует двух цветов, которые не сочетались бы друг с другом. В природе все цвета замечательно смотрятся вместе.
Какие цвета подходят ребенку. По мере взросления цветовое окружение ребенка должно меняться. В первый раз - когда он начнет ходить, потом - когда пойдет в школу и, наконец, когда станет тинейджером. Если вы проигнорируете это правило, ваше чадо будет вершить перемены в обстановке комнаты сам, без вашего разрешения (и будет абсолютно прав!). Бывают ситуации, когда сменить обои нет возможности. В таком случае поменяйте салфетки на комодах, ковер, стулья, плед, покрывало, подушки, шторы: это наиболее быстрый и безболезненный для кошелька способ преобразить цветовую гамму комнаты.
В течение первых полутора лет жизни малыш учится различать предметы. Следовательно, важны контуры. Чем отчетливее границы предмета, тем легче малышу определить его форму. Кроме того, младенец лучше воспринимает те предметы, которые выделяются на общем фоне. Если нет резкого цветового контраста, у ребенка создается впечатление о мире как о чем-то расплывчатом, бесформенном, неопределенном, пугающем. Поэтому в окружении младенца желательны насыщенные, чистые, неразбавленные спектральные цвета. Глаз легче всего воспринимает следующие сочетания цветов (по нисходящей):
❖ желтый на черном,
❖ черный на желтом,
❖ зеленый на белом,
❖ красный на белом,
❖ синий на белом,
❖ белый на синем,
❖ черный на белом.
Учитывайте также следующее:
❖ однотонные предметы - самые отчетливые;
❖ полосы определяют длину предмета;
❖ круги привлекают внимание;
❖ предметы и узоры в форме ромба развивают воображение, малыши обычно с интересом их рассматривают;
❖ квадраты сосредотачивают внимание.
Вывод такой: для пространства, окружающего младенца, лучше всего подходят крупные, хорошо очерченные формы.
Когда малыш начнет самостоятельно передвигаться, перекиньте для него мостик между комнатами: например, если его игрушки хранятся в корзинах, выберите для корзин один и тот же цвет, независимо от того, в какой комнате они находятся. Ведь маленький ребенок любит ходить за мамой, он играет во всех комнатах. Такой прием укрепит у малыша ощущение своего места, а повторяющийся оттенок вызовет чувство спокойствия, уверенности. Внутреннему миру ребенка требуется надежность. А это обеспечивается как раз повторяющимся цветом. Итак, используйте один и тот же цвет в местах или помещениях, где малыш занимается сходными видами деятельности.
С двух-трех лет и до семи окружение малыша должно воспроизводить многообразие природных расцветок. Разнообразие умеренно насыщенных тонов, близких к естественным, влияет на детишек в этот период развития наиболее благоприятно. Аскетизм и яркие, кричащие цвета нежелательны, если на то нет веских причин. Цветовая гамма должна гармонировать с природой, чтобы создать у ребенка ощущение, что его жизнь проходит в естественных условиях, а не в каменных джунглях мегаполиса.
После семи лет никаких специальных рекомендаций по цветам нет, кроме, пожалуй, одной:
Обязательно давайте ребенку возможность участвовать в выборе цветовой гаммы для его комнаты!