Быть чутким, справедливым, активным, терпеливым родителем очень непросто. Взаимодействие с ребенком всегда происходит на фоне определенной жизненной ситуации и эмоционального состояния взрослых. Радость ребенка и, например, профессиональная проблема, переживаемая взрослым, могут войти в диссонанс и привести к душевным травмам. Чтобы этого не происходило, родителям следует принять на себя ответственность за важнейшее дело в жизни – воспитание растущего человека. Осознанное родительство формируется постепенно, но, будучи принятым и прочувствованным, позволяет мамам и папам осуществить свое предназначение в полной мере.
Что собой представляет психологическая грамотность родителей ребенка?
Родитель, поступающий психологически грамотно, осознанно, всегда слушает и слышит ребенка, активно участвует в его жизни, уделяет время общению с малышом, стремится к тому, чтобы взаимодействие было конструктивным и приносило всем участникам удовольствие, дарило радость. Он понимает, что каждое мгновение жизни ребенка неповторимо, и упущенные возможности не вернуть. Он знает меру в проявлении своей любви, справедлив и направляет усилия на расширение картины мира ребенка, позволяя ему быть свободным и в то же время удерживая в пределах дозволенного. Психологическая грамотность родителей заключается в вере в своего ребенка, его возможностях и об этом нужно говорить малышу постоянно. Грамотные родители знают, что поощрения для малыша – это прежде всего моральная и эмоциональная поддержка, слова, сказанные вовремя, телесное одобрение – обнять, приласкать и др.
Потребность в признании у ребенка велика. И родитель как никто другой может ее удовлетворить, создав для этого условия. Но и у взрослых есть притязания на признание своей значимости как родителей... со стороны детей. Дети, воспитанные в контексте осознанного родительства, вырастая, непременно скажут самые важные для мам и пап слова о том, что они – лучшие. И даже если этих слов придется ждать несколько десятилетий, усилия того стоят. Почему бы не последовать основным принципам психологически грамотного поведения сейчас, когда ребенку всего от трех до пяти.