Функциональные расстройства органов мочевой системы встречаются у детей с частотой 10% в общей популяции. Среди пациентов нефроурологических стационаров функциональные расстройства как состояния, отягощающие основной диагноз, или как самостоятельное заболевание, диагностируются у 50% детей и более. В этой статье мы расскажем вам о том, как развиваются органы мочевой системы у детей.
Здоровый ребенок должен давать знать о своем желании опорожнить мочевой пузырь уже во втором полугодии жизни. Естественным побудительным мотивом к этому служит неприятное ощущение мокрых пеленок. Широкое распространение памперсов, облегчающих уход за ребенком, привело к запаздыванию формирования отрицательного условного рефлекса на мокрые пеленки, запаздыванию становления микционной функции.
Стадии зрелости органов мочевой системы у детей
Критерии первой стадии зрелости, достигаемой в норме к 3-4 годам, следующие:
- соответствие функционального объема мочевого пузыря возрасту ребенка (в среднем 100-125 мл),
- адекватное диурезу и объему каждой микции число мочеиспусканий в сутки (не более и не менее 7-9 раз),
- полное удержание мочи днем и ночью,
- умение задерживать на время и прерывать при необходимости акт мочеиспускания,
- умение опорожнять мочевой пузырь без предшествующего позыва на мочеиспускание и при малом объеме мочи за счет волевого управления сфинктерным механизмом.
Если у детей старше 4 лет сохраняется поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, ночной энурез, то это говорит о том, что процесс становления основных черт зрелого типа мочеиспускания не завершился. После «контрольного возраста» (4 года) отклонения в характере мочеиспускания должны рассматриваться как болезнь.
Вторая стадия продолжается с 4 до 12 - 14 лет. Происходит постепенное увеличение резервуарной функции мочевого пузыря, снижение тонуса детрузора и внутрипузырного давления. В пубертатном периоде (12 - 14 лет) в регуляцию основных функций мочевого пузыря включаются половые гормоны, потенцирующие эффекты симпатического отдела ВНС.
Наиболее частая причина замедленного созревания и (или) нарушения механизмов мочевыделения у детей – это последствия родовой травмы с сохраняющимися минимальными дисфункциями головного мозга, гипоксия плода и состояния, связанные с развитием гипоксии в постнатальном периоде (частые ОРВИ, пневмонии, синуситы, нарушения носового дыхания).
Как меняется мочеиспускание у детей?
Объем мочевого пузыря
В зависимости от объема мочевого пузыря, при котором наступает мочеиспускание, выделяют три варианта:
- мочевой пузырь считается норморефлекторным, если мочеиспускание возникает при нормальном возрастном объеме мочевого пузыря,
- гипорефлекторным – при объеме, превышающем верхнюю границу нормы,
- гиперрефлекторным – при объеме менее нижней границы нормы.
Причинами изменения характера мочеиспускания
Причинами могут быть врожденные дисплазии соединительной ткани, поражения позвоночника, невротические расстройства, нейрогенные дисфункции. Наиболее частая форма нейрогенной дисфункции – гиперрефлекторный мочевой пузырь, она возникает при поражении проводящих нервных путей спинного мозга выше крестцовых сегментов на уровне 9-го грудного позвонка. Более редкий вариант – гипорефлекторный мочевой пузырь. Наблюдается ослабление позыва на мочеиспускание, редкие микции большими порциями, большое количество остаточной мочи. Наблюдается при поражении задних корешков крестцового отдела спинного мозга, конского хвоста и тазового нерва.
В обследовании детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря, помимо нефроуролога, принимают участие педиатр, невропатолог, ортопед.