Какие бывают особенности психического развития детей?

Дошкольное детство – это важный период в развитии ребенка, когда формируется личность, происходит развитие личностных механизмов поведения. Особенности развития психики заключаются в установлении первых связей и отношений, которые образуют единство деятельности и вместе с тем единство субъекта – единство личности. Поэтому дошкольное детство является периодом формирования психологических механизмов личности.

В это время вся психика претерпевает изменения, меняется и отношение ребенка к окружающему. Смысл перестройки заключается в том, что у дошкольников возникает внутренняя саморегуляция поведения. И если на раннем этапе развития поведение ребенка направляется взрослыми, то на дошкольном этапе уже сам ребенок определяет свое поведение.

К концу раннего периода происходит отделение ребенка от взрослого, которое создает условия для создания социальной ситуации развития.

Какие бывают особенности психического развития детей?

Особенности психического развития детей в каждом возрастном периоде своеобразны и специфичны для данного возраста. Ведь именно в этом возрасте складываются исключительные, единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающим миром, в первую очередь, социальным. Этим отношениям известный психолог Л. С. Выготский дал название социальной ситуации развития.

Л. С. Выготский подчеркивал, что социальная ситуация определяет путь, следуя по которому дети приобретают новые качества личности, получая их из социального мира, как источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

В дошкольном возрасте ребенок вращается вокруг взрослых, их задач и их функций. Взрослый выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (например, взрослый – папа, врач, водитель). Противоречие этой ситуации развития психологи видят в том, что ребенок является членом общества, вне общества он не сможет жить, основной его потребностью является желание жить вместе с другими людьми.

Процесс развития отношений между взрослым и ребенком производит дифференциацию всех видов деятельности: возникновение и развитие мотивов, понятие моральных норм, формирование сознания и развитие произвольного поведения.

Основные новообразования дошкольного возраста:

1. Возникает цельное детское мировоззрение. Ребенок пытается все, что видит вокруг, привести в порядок, увидеть закономерность.

2. Возникают первые этические инстанции, и далее, на их основе – моральные оценки, которые определяют отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественных по содержанию, связанных с пониманием человеческих взаимоотношений (мотив долга, соревнования, сотрудничества). Эти мотивы вступают в соотношение, образуя сложную структуру и подчиняя себе желания ребенка.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям.

5. Возникает личное сознание, желание осуществить общественно значимую деятельность.

У дошкольника появляется осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

Особенности психического развития детей заключаются в том, что в дошкольном периоде вся психическая жизнь ребенка подвергается перестройке, меняется отношение ребенка к окружающим явлениям, в этом возрасте не исключено появление психологических проблем.

© Автор: Ирина Васильева
© Фото: depositphotos.com