«Когда ребенок в порядке и далек от тревог, его интеллект свободен, поведение открыто. Реагируя на окружающее, ребенок, очарованный внешним миром, забывает себя и изображает в рисунках скорее концепцию человечества, чем себя. Свое уже включено и поглощено». Дж. Дилео
Почему дети любят рисовать?
Что видят глаза малыша, что слышат его уши? Почему что-то в этом мире радует его, а что-то оставляет равнодушным? Нам всегда хочется, чтобы наши дети были счастливы и успешны в жизни. Успех – это признание личности обществом, а счастье – гармония с самим собой. Как помочь ребенку войти в мир людей и найти в нем себя самого? Как научить ребенка «раскачиваться» и вовремя предоставить ему самостоятельность, чтобы не тормозить движение вперед излишней опекой? Быть может, стоит задуматься, что вызывает особенный интерес у вашего малыша и почему дети любят рисовать?
Случайностей в поведении ребенка нет. Если он проявляет к чему-то повышенный интерес, то потребность в данном виде деятельности необходимо реализовать максимально, так как в ней проявляются внутренние мотивы развития конкретной личности.
Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
У каждого малыша есть свои, присущие только ему интересы. Однако существует удивительное занятие, которое увлекает практически всех. Иногда оно становится причиной восхищения и удивления, иногда – конфликтов между ребенком и взрослыми. Деятельность, которая доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит первый горький опыт переживания непонимания со стороны самых близких людей, – создание изображений.
Уже больше ста лет прошло с того времени, когда взрослые открыли для себя детский рисунок. Особое удивление по поводу феномена детской изобразительной деятельности вызвали следующие моменты:
- все дети проявляют повышенный интерес к рисованию и лепке;
- изображения, создаваемые детьми, по своей структуре сильно отличаются от рисунков взрослого человека, обучавшегося изобразительному искусству;
- в рисунках детей, даже если их авторы живут в разных странах, можно найти немало общего;
- ребенок растет, и в соответствии с его развитием меняется и рисунок;
- все дети проживают в своем творчестве сходные фазы;
- зачастую рисунки не обученных детей дошкольного возраста имеют эстетическую ценность.
Изучение детских рисунков
В конце XIX века детскую изобразительную деятельность начали изучать психологи, пытаясь с помощью изображений приоткрыть завесу тайны над процессом развития личности. Воображение художников начала XX века поразило то, что изображения, создаваемые детьми, очень выразительны. Своеобразная эстетика детского рисунка даже легла в основу направления примитивизм в профессиональном искусстве. Педагоги изобразительного искусства стали искать новые способы обучения с учетом того, что ребенок – это не «чистая доска», на которой можно написать все что угодно, а активная, развивающаяся личность со своим творческим опытом.
Особенности детских рисунков ученые объясняли по-разному.
Сторонники теорий интеллектуализма считали, что форма и содержание детского рисунка отражают изменения в развитии интеллекта. Ребенок рисует то, что знает о мире, и чем обширнее его интеллектуальный опыт, тем точнее и правильнее рисунки. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. По словам Л. С. Выготского, изобразительная деятельность наиболее полно отвечает потребностям детей в осмыслении окружающего мира, помогает им в реализации потребности выразить себя в форме, доступной пониманию другого. Изобразительная деятельность активизирует память и восприятие, становясь тем «мостом», который наиболее естественно, в силу своей универсальности, соединяет прошлый опыт ребенка и его новые возможности.
Гештальт-психологи считают, что ребенок рисует то, что видит, причем любое самостоятельное изображение, выполненное ребенком, – это след возникшей в его сознании мысли, которая существует в виде зримого образа. Рудольф Арнхейм, один из представителей гештальтпсихологии, убежден, что рисунками маленьких детей наиболее просто и ясно иллюстрируется природа художественного изображения. Изображения связаны, с одной стороны, с опытом восприятия, который они отражают, с другой стороны – с изобразительными средствами, которые использовались для их создания. Общность структуры и сущности искусства и детской изобразительной деятельности объясняет поразительное сходство детских рисунков и так называемого примитивного искусства.
Сторонники биогенетического направления в психологии понимают развитие рисования как самопроизвольный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей. Исследователи полагают, что, развиваясь, ребенок должен изжить определенные этапы, которые прошли предки современного человека в истории изобразительного искусства. Для них развитие художественной формы является изолированным процессом, подобным росту растения.
Приверженцев психоанализа интересует символика детского рисунка, выражение в его структуре и образах бессознательного. По их представлениям, ребенок рисует не то, что видит, и не то, что знает, – изображения символически обозначают то, что ребенок либо не осознает, либо не хочет и не может сказать.
Отечественные психологи отмечают взаимосвязь изобразительной деятельности ребенка с социальной средой. Они указывают, что по мере развития у ребенка формируется внутренний идеальный план действий, который в период дошкольного детства нуждается в материальных опорах, и рисунок – одна из таких опор.
Психологи разных направлений говорят о связи изобразительной деятельности с эмоциональным состоянием ребенка. Детские рисунки – это зафиксированные в знаках художественного языка эмоциональные реакции и состояния человека, расшифровав которые можно рассказать об эмоциональном состоянии и об особенностях личности ребенка.
Как видим, даже далеко не полное перечисление позиций ученых, пытавшихся разгадать тайну детского рисунка, раскрывает сложность явления, с которым приходится сталкиваться практически каждому родителю и педагогу.
Для того чтобы долгое время оставаться значимым для ребенка видом деятельности, создание изображения должно быть деятельностью, в которой ребенок чувствует себя успешным и счастливым.
Успешными взрослые считают те детские работы, которые максимально соответствуют их представлениям о красоте в изобразительном искусстве. Создание подобной «красоты» связано в основном с освоением правил изображения и формированием навыков. Восторженное «ах!» мамы или бабушки в данном возрасте – это «успех» и одно из слагаемых «счастья». Но самым большим счастьем всегда будет поиск и придание формы фантазии ребенка, искренняя заинтересованность взрослого и понимание того, что в рисунке является открытием для маленького художника.
Развитие творчества у детей дошкольного возраста
«Дисциплинированные, "режимные" люди, как правило, лишаются необходимой для развития личности функции – созерцательной. Дети – созерцатели и деятели одновременно. Они умеют вглядываться в мир. Время для них еще не дискретно. А "сладчайший миг свободы" бесконечен». Е. Г. Макарова
Как ребенок создает рисунок?
Процесс создания изображения ребенком – это и сознательная деятельность, и отражение тех процессов, которые еще не подвластны контролю сознания. Трудно однозначно определить причину всеобщего интереса детей к рисованию: является ли он ответом на внешние требования социального окружения или так проявляется внутренняя потребность человека в понимании и преобразовании действительности.
В первом случае ребенок осваивает материальную и духовную среду, созданную человечеством, и задача взрослых научить его тому, что они знают и умеют сами. Во втором случае мы вынуждены предположить, что детская изобразительная деятельность дает ребенку опыт самовыражения и интуитивного постижения сущности. Самым важным в таком случае становится заинтересованное внимание со стороны взрослых и уверенность в том, что ребенок способен совершать открытия.
Что вдохновляет на рисование маленьких детей?
Изображения, создаваемые ребенком, – это не просто результат движений, позволяющих воспроизвести определенный знак для обозначения того или иного предмета. Это и материальный след тех процессов, которые протекают зачастую незаметно для нас и не могут быть выражены словами. Ребенку легче выразить в образной форме рисунка то, что он знает и переживает, так как осознание окружающего происходит быстрее, чем накопление слов и ассоциаций.
Как процесс, рисование маленьких детей отражает уровень их развития. В то же время, рисуя, ребенок развивает мышление, восприятие, пространственные представления. Изобразительная деятельность координирует работу правого и левого полушарий мозга, так как в процессе создания рисунка задействована как конкретно-образная, так и абстрактно-логическая форма мышления. Изображение отражает владеющие ребенком эмоции и снимает эмоциональное напряжение.
Создание рисунка – это увлекательная творческая игра, в результате которой возникает продукт, предоставляющий ребенку уникальную возможность получить опыт эстетической оценки своего творчества.
Понимание функций изобразительной деятельности расширяет наши возможности в развитии ребенка, однако использовать развивающий потенциал рисунка можно только при обоюдном движении навстречу ребенка и взрослого, только если вы «играете в одну игру». Более того, в силу специфики возраста дошкольник может принять и усвоить программу, предлагаемую взрослым, постольку, поскольку она совпадает с его собственной программой.
По словам Л. С. Выготского, в развитии ребенка существуют следующие типы обучения:
Спонтанный тип обучения, характерный для раннего детства (до трех лет ребенок учится по своей собственной программе);
Реактивный тип обучения ребенка-школьника (ребенок учится в школе по программе учителя);
Спонтанно-реактивный, или промежуточный, свойственный дошкольникам (обучение занимает переходное место между первым и вторым типом).
Секреты психологии
«Преобладание тематики, связанной с изображением человека, в творчестве дошкольника свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств». Из кн. «Психология»
Сложности организации спонтанно-реактивного обучения связаны с тем, что, с одной стороны, ребенком позитивно ценится то, что ему нравится и соответствует внутреннему Я. Интуитивно ребенок действует так, как подсказывает ему его уникально функционирующий организм и неосознаваемое ядро личности – «самость». С другой стороны, ребенок в дошкольном возрасте ориентирован на чрезвычайно активное усвоение социальных норм во всех видах жизнедеятельности. Колоссальное значение имеет подражание способам деятельности, поведению, речи значимых для него взрослых. Один из представителей гуманистической психологии и педагогики К. Роджерс видит опасность в том, что под воздействием влияния значимых взрослых изменяется оценочный процесс, который в раннем детстве гибок.
Если уделять значительное внимание подражанию, активному присвоению норм культуры, интересы ребенка, его индивидуальные проявления в создании изображения окажутся неважными, вторичными. Это помешает ребенку получить уверенность в ценности своего индивидуального взгляда на мир, а приобретенные навыки изображения станут барьером для дальнейшего развития ребенка. От того, насколько бережно взрослые подходят к оценке рисунков ребенка, зависит его желание творить и успешность в этой деятельности.
Рекомендации родителям по развитию детей
Ваш малыш активно и эмоционально реагирует на то, что другие дети оставляют без внимания, он изначально свободен в своей избирательности к предметам, окружающим его людям, объектам познания, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации. Природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации проявляется в своеобразных формах деятельности, и прежде всего игровой и художественной, нужно только помочь ему, предоставить соответствующие условия. Хорошо, если рядом оказывается человек, которому интересно, почему в играх ребенка появляются те, а не иные образы, что скрывается за клубком линий, оставленных еще неумелой рукой на листочке бумаги...
А если взрослые не оставляют за ребенком права на собственный выбор, если все попытки самоутвердиться считаются капризами и жестко пресекаются или под влиянием мнения окружающих ребенок становится все менее настроенным на себя и все больше – «продуктом» социальных воздействий? Мысли, чувства и действия, одобряемые значимыми людьми (как сверстниками, так и взрослыми) могут настолько отличаться от опыта самого ребенка, что развивается почти полное несоответствие между «образом Я» («каким я должен быть») и внутренними потребностями.
Ребенок уже не ищет решения проблем, волнующих именно его. Он не доверяет себе и словно заучивает правильные ответы на те вопросы, которые не задавал. Это стремление быть послушным в дальнейшем может стать серьезной преградой на пути поисков своего места в мире.
Попробуем разобраться, как помочь ребенку освоить опыт человеческой культуры, сохранить уверенность в ценности его неповторимого отношения к действительности и понять, какую роль играет в этом изобразительная деятельность.
Роль рисования в развитии ребенка
Может быть единственно возможной формой порядка для вашего малыша будет беспорядок. Если в чистой комнате находятся чистые вещи, которые всегда в игре и работе у ребенка, постарайтесь понять его логику построения пространства, прежде чем навязывать свою. При этом не исключается то, что у родителей называется «приучать к порядку». Более опасно другое явление: когда постоянный беспорядок или, наоборот, «музейный» порядок парализует свободную деятельность ребенка.
Насколько важно рисование для ребенка?
Для маленького человека рисование – очень важный процесс. Значение его не только в совершенствовании тонкой моторики руки и процесса восприятия. Детский рисунок, подобно речи детей, – это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка – это отражение его мыслей и чувств. В то же время, рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Родители часто начинают волноваться, наблюдая, как рисование для ребенка начинает протекать преимущественно с использованием темных цветов. Они справедливо полагают, что ребенка переполняют негативные эмоции, и... строго запрещают ему использовать темные цвета. А это уже никак нельзя назвать полезным для ребенка. Запрещать рисовать темными красками – это то же самое, что не позволять рассказать человеку о своих негативных чувствах. Таким образом затрудняется переживание ребенком психотравмирующих ситуаций, от которых в детстве никого не уберечь. Они случаются даже в самых счастливых семьях. Связано это с тем, что взрослые и дети очень разные, и самые чуткие взрослые не могут в полной мере представить себе мир глазами маленького человека.
Изобразительная деятельность не только гармонизирует эмоциональное состояние малыша, но имеет большой развивающий эффект. Развивается тонкая моторика руки, что совершенно необходимо в дальнейшем для овладения процессом письма. Посредством изобразительной деятельности развивается также пространственное мышление и зрительная память, усидчивость и внимание. Занимаясь художественным творчеством, дети любят экспериментировать с разными материалами. Акварель, гуашь, пластилин, глина, соленое тесто, цветная бумага, ткань, крупа, песок – все это дает им хорошую возможность познакомиться с новыми формами, цветами, фактурой. Так, дети получают многообразный сенсорный опыт, сталкиваются с новыми для них понятиями: толщина, твердость, текучесть, плотность, прозрачность и т. д.
Но иногда дети наотрез отказываются от рисования.
Изобразительная деятельность – творческий процесс
Человек в порыве творчества раним и уязвим. Тем более уязвим ребенок, делающий первые шаги в овладении рисованием, лепкой или аппликацией. Попробуйте вспомнить тот счастливый момент, когда ваш любимый малыш только-только начинал самостоятельно ходить. Вот он, широко расставив ноги и смешно протягивая руки, делает шаг. Вы умиляетесь, безмерно радуетесь, и, конечно, вам не придет в голову говорить: «Как же ты ходишь? Не ставь широко ноги, это некрасиво!» Но освоение изобразительной деятельности не менее трудное дело, чем овладение ходьбой. Почему же в этом случае мы лишаем ребенка поддержки, а себя – радости?
Главное правило совместного творчества: поддерживайте ребенка в его первых, пусть незначительных успехах. Найдите в рисунке хотя бы одну малейшую деталь, которая вам действительно нравится, и искренне похвалите его. Пусть ваша похвала будет конкретной и честной. Постарайтесь не уподобиться одной маме, которая заявила: "Я всегда хвалю свою дочь, и за этот рисунок похвалила: "Неплохо. Кто бы мог подумать, что у тебя так может получиться?"