Каждому возрасту свойственны свои психологические характеристики. Возраст, который нас интересует, в котором нужно развить творческое мышление у ребенка называется среднее или младшее дошкольное детство. Кроме того из этой статьи вы узнаете, как происходит развитие креативности ребенка.
Как развить творческое мышление у ребенка?
Стоит ли делить жизнь человека на периоды? Ведь человек существо сложное, на его развитие одновременно влияют многочисленные факторы, как внутренние, например здоровье и чувства, так и внешние – другие люди, окружающая среда, климат, социальные условия и т. д. Однако выделение возрастных периодов позволяет соотнести развитие своего ребенка с тем опытом, который уже накоплен учеными о детях данного возраста.
Для чего необходимо развить творческое мышление у детей?
Итак, вашему ребенку от трех до пяти лет. Он инициативен, активен. В своем арсенале имеет некоторые способы взаимодействия с предметами (может строить, разбирать, собирать), а также с людьми. Но больше всего ребенка приводит в восторг то, что живые и неживые предметы – пусть и на время – взаимозаменяемы: с плюшевым мишкой можно дружить, папу использовать как пожарную каланчу.
Психологи и педагоги называют непосредственно дошкольным возраст с трех до шести лет, справедливо полагая, что именно в этом возрасте происходят огромные психические изменения в развитии ребенка.
Во-первых, в этот период происходит интенсивный рост организма. Развиваясь физически, ребенок стремится накопить практический опыт, жадно впитывает новые понятия и впечатления.
Именно в этом возрасте происходит сенсорное развитие: возрастает острота зрения, тонкость различения цветов, развивается слух.
К концу дошкольного возраста ребенок начинает овладевать общепринятыми эталонами. В тесной связи с восприятием развивается мышление ребенка.
Ребенок учится решать задачи тремя способами:
- наглядно-действенно,
- наглядно-образно,
- путем логического рассуждения.
Чем младше ребенок, тем чаще он использует практические навыки, то есть стремится освоить предмет путем непосредственного взаимодействия.
Особенностью мышления детей дошкольного возраста является отсутствие обратимости (то есть возможности проследить какое-либо преобразование, проделать его в уме в обратном порядке, восстановить исходное положение). Ребенок не может продуцировать оригинальные идеи, если он не имеет достаточного социального опыта и его социальная сфера бедна.
Другими словами, нам трудно говорить о творческом мышлении ребенка, если мы не смогли развить его.
Детские интересы зависят от характера окружающей среды, обстановки, в которой живет ребенок. Перемена обстановки может изменить все детские желания и наклонности.
Мозг ребенка очень гибкий, он способен воспринимать все встречающиеся предметы и образы. По мнению выдающегося педагога Я. А. Коменского, изначально все рождающиеся существа являются гибкими и легко изменяют форму; однако, окрепнув, не поддаются формированию.
Развитие креативности ребенка
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п.
Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, рассматриваемый нами период наиболее благоприятен для развития креативности.
Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Как развить креативность детей дошкольного возраста?
Способов развития креативности множество, и в первую очередь у родителей. В пользу того, что именно мама и папа могут лучше всего организовать связь творчества и интеллекта ребенка, говорят следующие факты:
- Ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
- Родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны;
- Творческая деятельность – один из самых продуктивных вариантов развить креативность детей и отлично провести время с ним;
- Внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как воспитатель старается распределить его равномерно между всеми детьми в группе;
- Эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества;
- У ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- Мама и папа выбирают, как правило, разные средства чтобы развить креативность ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое.