Ребенку надо наладить отношения с «ангелом» и «дьяволом» в себе самом. Если помочь ему принять себя таким, как есть, если научить его не бояться своих не самых симпатичных проявлений, если показать ему приемлемые способы выражать свои чувства, он получит в свое распоряжение энергию и жизненные силы, которые вскоре понадобятся ему, чтобы сосредоточиться на овладении учебными навыками.
Если ребенок подавляет тревогу, страхи и гнев, то, когда ему придет время заняться другими делами, эти чувства возьмут над ним верх. Если он не сможет найти выхода для своих чувств в игре, то может прийти в школу перегруженным ненавистью к себе, потому что считает себя «плохим мальчиком», а не просто человеком с нормальными чувствами, которые нужно держать под контролем.
Дошкольники узнают о том, что все люди смертны; примерно от трех до пяти лет они так пли иначе сталкиваются со смертью; этот факт во все времена приводил в ужас миллионы взрослых, некоторым из которых удается с ним примириться, а некоторым нет. Подобное знание ошеломляет даже самых сильных и зрелых из нас.
Узнав об этой стороне реальности, ребенок пытается с ней совладать. Самый ценный инструмент в его распоряжении - это игра; малыш хоронит мертвую черепашку, а потом постоянно выкапывает ее посмотреть, что с ней случилось. Он облепляет куклу лейкопластырем, кладет ее в обувную коробку, проделывает над ней всяческие удивительные ритуалы и закапывает коробку. Он знает, что такая игра - не то же самое, что хоронить мертвую черепашку, и пытается разобраться, в чем же разница. Он кричит: «Пиф-паф, ты убит!» - и видит, что и смерть понарошку тоже не то, что настоящая смерть. Когда умирает дедушка, который уже давно болел, ребенок с нормальной для малыша иррациональностью задумывается: «Может, это я его убил, потому что не разрешил ему поцеловать меня, когда мы виделись в последний раз?»
Ребенок лепит из пластилина пепельницу и говорит, что подарит ее дедушке, только вот куда ее отнести? Возможно, он ставит ее рядом с фотографией дедушки, но все равно он не понимает, что происходит, и ему страшно, что бы ему ни говорили. Он говорит лучшему другу в детском саду: «Давай играть, что ты умер и я тебя похоронил», и хотя это тоже не окончательное решение проблемы, но все равно шаг на пути к зрелому пониманию и приятию смерти.
Когда может понадобиться психологическая помощь ребенку?
Дошкольник обнаруживает, что жизнь полна самых настоящих опасностей: в воде не просто интересно плескаться - если утонуть в пруду, не сможешь дышать; машины могут делать людям больно; огонь жжется; злые слова ранят чувства; когда мама с папой уезжают в отпуск, страшно, что они не вернутся; злющая старушенция из дома напротив говорит ужасные слова - например, «горсть тебе в аду».
Иногда нужно ходить к врачу, там делают уколы, иногда болеешь, и тебе по-настоящему худо. Жизнь не всегда прекрасна - у нее есть ужасные стороны. Как же вытерпеть то, из-за чего тебе страшно и ты ничего не понимаешь? Ощущение, что ты контролируешь ситуацию, может прийти во время игры - когда играешь, что тебе больно и страшно или что ты в опасности.
Дошкольник все подробнее осваивает большой мир вне дома: чем заняты папы целый день, когда их нет? Зачем нужны деньги? Что такое война и зачем она? Кто такой президент, что такое Америка? Если уж на то пошло, что такое, Гарлем, Чикаго? Почему самолет не падает? Откуда в телевизоре картинка? Почему в трубке слышен бабушкин голос, когда бабушка в Калифорнии, а все говорят, что это ужасно далеко? Почему люди в разное время совсем разные? Почему мама весь день улыбалась и радовалась, а потом вдруг раз - и стала грустная и сердитая и тебе кажется, что она не хочет тебя видеть? Почему тот дяденька в супермаркете вечно на тебя огрызается, а тетенька в киоске - твой добрый друг? Почему вообще ты одним нравишься, а другим - нет? Почему одни дети хотят с тобой дружить, а другие - нет? Отчего люди передумывают? Откуда берутся дети и почему одни получаются девочки, а другие мальчики?
У маленьких детей предостаточно интеллектуальной нагрузки - они захлебываются в водовороте всего того, что им обязательно нужно узнать, чтобы стать взрослыми. И снова игра оказывается первым шагом к контролю над ситуацией, первым шагом к ответам на вопросы.