Ребенок в углу | Воспитание ребенка методом Тихий угол

Когда родители впервые знакомятся с тем что представляет собой программа «Тихий угол», то они чаще всего недоверчиво качают головой и заявляют: «У нас это не пройдет». Обычно причиной подобного скептицизма служит неудачный опыт использования «тайм-аута». Однако, к их собственному удивлению, метод воспитания тихим углом не просто работает, но еще и приводит к очень быстрым результатам. Как правило, вскоре родители звонят и сообщают: «Просто не могу поверить! "Тихий угол" действительно работает, а дома стало намного тише и спокойнее».

Вот типичная модель поведения, с которой можно справиться при помощи «тихого угла»: ребенок не слушается, а когда ему делают замечание, злится и начинает огрызаться. Далее происходит эскалация ситуации. Разгорается настоящая битва, в ходе которой ребенок, а иногда и родители испытывают все большее раздражение. Во многих семьях неоднократно случались ситуации, подобные описанной ниже.

Воспитание ребенка методом Тихий угол

Как действует метод тихого угла в воспитании ребенка?

Родители Полины очень недовольны своей дочерью. Она не любит ничего делать по дому и на все замечания отвечает раздраженным и вызывающим тоном. «Мы считаем, что в семь лет девочка должна вести себя по-другому», - полагают они.

Субботнее утро началось как обычно. Позавтракав, Полина встала из-за стола, не убрав за собой посуду. Мать сделала замечание, но Полина молча пошла к себе в комнату.

- Полина, - сказала мать раздраженным тоном, - сейчас же вернись и поставь посуду в мойку.

- Потом отнесу, - угрюмо ответила Полина и вышла из кухни.

- Полина, я кому сказала убрать посуду? Я не шучу. Вернись немедленно!

- Почему я все должна делать именно тогда, когда хочется тебе? - крикнула в ответ Полина. - У меня тоже есть свои дела. Вечно ты ко мне придираешься.

- А все потому, что ты себя так ведешь, - закричала мать. - Я всегда для тебя стараюсь, а когда тебя о чем-то попросишь, ты ничего не хочешь сделать.

Как ни печально, но если не разорвать этот порочный круг, то скандал неизбежен. Поведение Полины постоянно будет ухудшаться, а дом превратится в настоящий театр военных действий.

Если не прервать этот цикл, ребенок никогда не научится управлять своим поведением. Он не будет слушаться родителей, не сможет сдерживать свое раздражение. Когда ребенку исполняется семь - восемь лет, ситуация еще больше усугубляется: и родители, и дети чувствуют несправедливое к себе отношение, и в результате их взаимоотношения еще больше ухудшаются. Однако с помощью «тихого угла» этот порочный круг вполне можно разорвать.

Использование данного метода имеет две цели. Первая заключается в том, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка в данный конкретный момент. Вторая и более важная цель - это прекращение развития ситуации по нарастающей, что часто происходит после того, как ребенку сделано замечание. Если правильно использовать этот метод, то он пресечет и начальный проступок ребенка, и нарастание раздражения после замечания.

Обучение дисциплине

На сегодняшний момент я обучила данному методу свыше тысячи родителей. Спектр поведения их детей простирался от простого непослушания до стремления постоянно и во всем противоречить, то есть дети уже приобрели привычку не выполнять указания родителей и спорить с ними по каждому поводу. Родители, дети которых ведут себя нормально (то есть не слушаются и вступают в споры после замечания), быстро обучились этой методике и смогли использовать ее самостоятельно, без вмешательства психолога. Все они отмечали высокую эффективность этого инструмента поддержания дисциплины.

Действие метода Тихий угол

Каждый компонент данной методики основан на принципах бихевиоризма. Именно этот фундамент обеспечивает родителям неизменный успех, даже если в прошлом они терпели неудачу с «тайм-аутом» и другими методами коррекции поведения детей.

Как действует метод тихого угла в воспитании ребенка?

Применять данный метод достаточно просто. Во-первых, родители сразу же пресекают неправильное поведение и помещают ребенка в заранее выбранное место изоляции. Затем они полностью лишают его своего внимания. Находясь в тихом углу, ребенок отделен, от окружающих людей и всех прочих факторов, которые могли бы побудить его продолжить плохое поведение. Наконец, ребенку разрешается покинуть тихий угол только тогда, когда его поведение возвращается к норме.

С точки зрения бихевиоризма пресечение деятельности ребенка и помещение его в место изоляции фактически являются наказанием. Здесь срабатывает принцип обратной связи. Ребенок понимает, что нарушил нормы поведения, и за этим сразу же наступает негативное последствие.

Однако в данном случае более важен другой поведенческий принцип - игнорирование. Когда ребенок находится в месте наказания, родители полностью перестают реагировать как на то, что он делал до наказания, так и на его поведение в месте изоляции. Поскольку родительское внимание представляет собой самый мощный инструмент дисциплинарного воздействия, то его лишение сразу же после совершения проступка чрезвычайно сильно сказывается на поведении ребенка.

В финальной стадии метода тихого угла в воспитании ребенка используется отрицательное подкрепление. Когда время изоляции заканчивается, ребенку позволяют покинуть место наказания, но только в том случае, если он в этот момент ведет себя хорошо. Избавление от неприятной ситуации подкрепляет его поведение в предшествовавший этому событию промежуток времени. Следствием хорошего поведения является покидание неприятного места. Чтобы добиться воспитательного эффекта, очень важно, чтобы родители строго следовали финальной стадии описанного принципа. Необходимо, чтобы перед тем, как ребенку разрешат покинуть место наказания, он вел себя хорошо, в противном случае подкрепляться будет плохое поведение.

Этот простой метод построен на эффективном сочетании трех фундаментальных поведенческих принципов дисциплины: наказании, игнорировании и отрицательном подкреплении. Используя его, родители могут заметить, что успех обусловлен неукоснительным соблюдением всех перечисленных рекомендаций, в противном случае «тихий угол» может даже причинить вред.

Наказание методом Тихий угол

Родители, постоянно и последовательно применяющие метод «тихий угол» в точности так, как описано, имеют высокие шансы на успех. Почему необходимо постоянство, мы уже объясняли: ясные, заранее оговоренные, обусловленные и постоянные последствия очень важны для любого метода воспитания. Что же касается точности, то мы особо подчеркиваем ее необходимость, поскольку успех в применении этого метода зачастую зависит от мельчайших деталей.

Данный способ постоянно совершенствовался, с тем чтобы точно применять наказание, игнорирование и отрицательное подкрепление в нужный момент в нужной обстановке и за счет этого добиваться нужного воспитательного эффекта.

Как наказывать ребенка Тихим углом?

I

Подыщите специальное место

Выбор места обусловлен необходимостью создать физическую обстановку, в которой отсутствуют какие бы то ни было стимулы. Другими словами, ребенку там должно быть скучно. Конечно, пресловутая комната, обитая войлоком, была бы идеальным местом для успокоения, но в большинстве домов такого помещения, разумеется, нет!

Вместе с тем надо иметь в виду, что выбранное помещение должно не унижать ребенка, а только лишить его всяких стимулов: там нет места телевизору, музыкальному центру, радио, игрушкам, к тому же в этой комнате не должно быть других людей. Находясь в полной изоляции, ребенок сможет успокоиться, ни на что не отвлекаясь. Наконец, место, предназначенное для успокоения, должно быть максимально четко обозначено - конкретный стул или ступенька лестницы.

С учетом всех этих требований комнаты, где чаще всего собираются члены семьи или играют дети, а также кухня и спальня ребенка вряд ли могут быть такими местами. Во-первых, в этих комнатах практически всегда присутствует множество вещей, которые могут развлечь ребенка. Если у него есть доступ к игрушкам, книгам, людям и другим средствам развлечения, то ни о каком реальном успокоении не может быть и речи. Во-вторых, если ребенок уже знаком с методом «тихий угол», то часто он сознательно ищет уединения, чтобы самостоятельно умерить свой пыл. В этих случаях он предпочитает побыть один в своей комнате. При таких обстоятельствах спальня ребенка послужит хорошим местом, где он может прийти в себя. Каждому ребенку требуется уютное место, которое он считает своим. Поэтому очень важно не делать комнату ребенка местом наказания.

В этом качестве может выступать, к примеру, стул в комнате, где нет людей, или конкретная ступенька лестницы. Хотя многие родители испытывают трудности в поисках подходящего изолированного места, все в конце концов с успехом справляются с этой задачей. В идеальном случае тихий угол должен быть таким, чтобы можно было найти нечто аналогичное и в других местах, где вам приходится бывать с ребенком.

Чтобы исключить возможные недоразумения, родители должны отметить тихий угол для каждого ребенка соответствующим знаком или надписью, чтобы впоследствии не возникало споров, находится ребенок в месте наказания или покинул его.

II

Купите механический кухонный таймер для каждого ребенка

Таймер нужен ребенку, чтобы видеть, сколько ему еще осталось просидеть в тихом углу. Лучше всего подходит обычный механический таймер, который позволяет ясно видеть оставшееся до звонка время. Некоторые родители пытаются воспользоваться электронным таймером или наручными часами, но детям в этом случае труднее следить, сколько еще осталось сидеть. Даже если ваш ребенок развит не по годам и уже знаком с вычитанием, пребывание в тихом углу - это не время для арифметических упражнений. Он должен скучать и следить за очень медленным течением времени, которое осталось до окончания наказания.

У каждого ребенка в семье должен быть свой таймер. Купите часы разного цвета или сделайте на них соответствующие надписи крупными буквами. Причина, по которой каждый ребенок должен иметь собственный таймер, та же, по которой у каждого должна быть своя банка с шариками. Таймер тоже приобретает свою собственную значимость как средство укрепления дисциплины. В понимании ребенка (особенно если данный метод применяется уже не в первый раз) именно таймер, а не родители, разрешает ему покинуть тихий угол. Наличие собственных часов намного важнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку данное обстоятельство подкрепляет ощущение детей, что в конечном итоге они сами несут ответственность за свое поведение.

III

Строго выполняйте инструкции

1.

Дайте ребенку указание твердым, но нейтральным тоном. Не проявляйте раздражения ни голосом, ни жестами, ни выражением лица. Вы можете, например, сказать: «Сейчас же подними игрушку и положи ее на место» или «Немедленно прекрати плакать».

2.

Если через тридцать секунд (ни в коем случае не больше) ребенок не отреагировал на ваше замечание, скажите: «Я тебя предупреждаю. Если ты сейчас же не прекратишь... (еще раз повторите свое требование), то отправишься в тихий угол». Эти слова надо произносить еще более твердым и серьезным тоном, но не повышать голос и не показывать раздражения. Больше ничего говорить не надо. В этот момент взрослые порой поддаются искушению ответить на вопрос ребенка или просьбу дать ему дополнительное время. Этого делать не следует, поскольку таким образом нарушаются основные поведенческие принципы, лежащие в основе данного метода.

3.

Если ребенок по-прежнему не реагирует на предупреждение в течение тридцати секунд, твердо, но опять-таки без раздражения скажите: «Отправляйся в тихий угол». Не поддавайтесь искушению добавить что-либо еще. Начиная с этого момента больше ни о чем не говорите с ребенком, не встречайтесь с ним взглядом и не выражайте никаких эмоций. Если возникает необходимость сопровождать его к месту наказания, то делать это следует без всяких комментариев. Бывает, что на первых порах родители с трудом добиваются от ребенка выполнения требования следовать в тихий угол.

4.

Отправив ребенка в тихий угол, заведите таймер и поставьте его так, чтобы ребенок его видел, но не мог достать. Еще во время объяснения детям этого метода очень важно подчеркнуть, что они не имеют права трогать часы. Для ребенка старше четырех лет установите таймер на десять минут, для двухлетнего хватит двух минут, а для трехлетнего - пяти. Почему выбрано именно такое время, мы расскажем ниже.

5.

Если ребенок ведет себя спокойно хотя бы в течение тридцати секунд до сигнала таймера, разрешите ему покинуть место наказания. Случается, что дети, уже привыкшие к этому методу, предпочитают оставаться в тихом углу дольше, чем положено. Ни в коем случае не препятствуйте им в этом. По всей вероятности, в это время они упражняются в управлении своим поведением и выйдут тогда, когда будут к этому готовы. Все это вполне понятно, особенно если ребенок уже осознал, что с помощью «тихого угла» он может укрепить свою самодисциплину.

IV

Не разговаривайте с ребенком, пока он находится в тихом углу, за исключением двух случаев

Во-первых, это ситуация, когда ребенок в момент сигнала таймера все еще не успокоился. Родители должны спокойно сказать ему: «Когда прозвучал звонок, ты еще не был спокоен. Получаешь еще пять минут». После этого они снова устанавливают таймер и уходят, не говоря больше ни слова. Даже если ребенок еще не успокоился, родители жалеют его и хотят отпустить. Этого делать нельзя, поскольку таким образом его неправильное поведение получит подкрепление.

Вместе с тем не имеет никакого значения, что делал ребенок в первые девять с половиной минут отведенного ему срока. Но если он вел себя спокойно минимум тридцать секунд до звонка таймера, то ему можно разрешить покинуть место наказания. Полминуты - вполне достаточный срок, и, если по его истечении вы отпускаете ребенка, это будет служить подкреплением его хорошего поведения. Непослушание и капризы вскоре исчезнут сами собой без всякого дополнительного вмешательства со стороны родителей.

Во-вторых, родители могут заговорить с наказанным ребенком, когда тот самовольно покидает тихий угол. В этом случае ему говорят: «Ты встал со стула (или со ступеньки). Получаешь еще пять минут». Как и в предыдущей ситуации, вновь заводится таймер, и родители уходят, не говоря ни слова и не выражая ни раздражения, ни гнева.

Следует установить правило, что если ребенок хоть Какой-нибудь частью тела касается места, выбранного в качестве тихого угла, то он находится в нем, а если такого контакта нет, то он его покинул. Это поможет предотвратить возможные споры.

V

Перед тем как наказывать ребенка «тихим углом» в первый раз, подробно объясните ему, как он должен себя вести

Вводя новую систему воспитания, необходимо сесть вместе с ребенком в тихой и спокойной обстановке, когда у сторон нет никаких претензий друг к другу, и обсудить эту тему. Беседу надо начинать в позитивном ключе, сказав ребенку, что вы действительно очень рады, когда он ведет себя хорошо, и что ему надо научиться лучше управлять своими поступками. Затем надо рассказать ему, что все члены семьи и приходящие няни будут пользоваться для этого новым способом (или слегка отличающимся от того, что был раньше, если вы уже использовали до этого какую-то версию метода «тайм-аут»).

Потом ребенку показывают тихий угол и подробно объясняют каждый шаг. Ему говорят, за какое именно поведение можно отправиться в место наказания, чтобы он ясно осознал причинно-следственную связь между своими поступками и их последствиями. Например, ему можно сказать:

«Если ты не будешь слушаться и не выполнишь то, о чем тебя попросят, начнешь капризничать, кричать, плакать или попытаешься кого-нибудь ударить, мы отправим тебя успокаиваться». Ребенку также надо объяснить, что в место наказания следует отправляться немедленно, как только родители сказали это делать. Поставьте его в известность относительно того, что таймер будет установлен на определенное количество минут, и точно назовите это количество. Нельзя прикасаться к таймеру и покидать тихий угол до тех пор, пока не прозвенит звонок. Нельзя также брать с собой игрушки или книги; нельзя ни с кем разговаривать. Родители должны объяснить ребенку, что ни при каких условиях не будут с ним говорить все то время, пока он находится в месте наказания-. Наконец, ему говорят, что если он не успокоится и будет продолжать плохо себя вести к тому моменту, когда прозвучит звонок, то придется продлить время наказания.

Если родители раньше пользовались какой-то из версий метода «тайм-аут», то ребенку надо объяснить, что эти способы очень похожи, но теперь устанавливаются немного новые правила. Необходимо удостовериться, что ребенок хорошо понимает суть процедуры, и ответить на все его вопросы относительно ее применения.

Как ни странно, но такого практически никогда не бывает. Когда родители говорят: «Немедленно отправляйся в тихий угол», дети почти всегда слушаются их. Поскольку ребенку заранее в спокойной обстановке подробно объяснили всю систему, он хорошо знает, что его ожидает.

Бывают, однако, случаи, когда дети отказываются идти в тихий угол, - такое происходит, как правило, на первых порах. Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше, если при первом наказании будут присутствовать оба родителя (или кто-то из родителей и няня). Если двое взрослых демонстрируют свою солидарность и настаивают на соблюдении правил, то ребенок быстрее осознает серьезность момента. В такой обстановке он с большей вероятностью отправится в место наказания, чем если бы имел дело только с одним из родителей, особенно с тем, которого легче разжалобить.

Если ребенку меньше семи лет, то не исключено, что в первый раз кому-то из родителей придется сопровождать его до тихого угла. Если необходимо, его надо отвести туда за руку и убедиться, что он сел в положенное место. Однако предпочтительнее все же словесные указания, чем физическая сила. Физический контакт в таком состоянии зачастую провоцирует у ребенка более остро выраженную агрессивную реакцию, а этого следует по возможности избегать.

Как заставить ребенка пойти в тихий угол?

Если ребенок постарше, его можно заставить подчиниться, заведя таймер при первых признаках сопротивления и сказав, что все то время, в течение которого он отказывается выполнить указание, будет прибавлено к сроку нахождения в тихом углу.

Ребенок семи лет и старше сам сможет проделать необходимые арифметические вычисления и сделает соответствующие выводы. Если он будет долго сопротивляться, то ему придется дольше просидеть в месте наказания. Поэтому он, скорее всего, быстро согласится, чтобы избежать нежелательных последствий.

Последнее средство для того, чтобы убедить ребенка старше семи лет отправиться в тихий угол, состоит в лишении его каких-то льгот. Поскольку дополнительное наказание обычно ведет к эскалации ситуации, это не самый лучший выход из положения. Однако, если ребенок проявляет крайнюю дерзость и нежелание подчиняться, к нему все же придется прибегнуть. В этом случае целесообразно шаг за шагом пересмотреть использование метода «тихий угол» и оценить, насколько он вписывается в систему ясных, обусловленных и постоянных последствий.

Как заставить ребенка оставаться в тихом углу?

У многих родителей, пользовавшихся ранее «перерывом», этот вопрос возникает чаще остальных, и тому есть причина. В прошлом ребенок скандалил и отказывался принимать «перерыв», поэтому они сомневаются, что с «тихим углом» дело будет обстоять иначе.

Обычно дети без возражений остаются в тихом углу, поскольку определенные аспекты этого метода основаны на хорошо зарекомендовавших себя положениях поведенческой теории.

1.

Ребенка отправляют в тихий угол еще до того, как он теряет контроль над своими эмоциями и поведением. Это сказывается не только на его готовности оставаться в месте наказания, но и повышает действенность метода в целом.

Ребенок очень быстро понимает, что «тихий угол» будет применяться к нему постоянно, в соответствии с ранее оговоренными правилами и причем немедленно, прежде чем он сам или родители успеют рассердиться. Например, кто-то из родителей делает ребенку замечание. Если он не реагирует в течение тридцати секунд, следует предупреждение. Если ребенок вновь не послушался в течение тридцати секунд, его отправляют в тихий угол. Таким образом, между первым замечанием и наказанием проходит всего одна минута. Этого времени очень редко бывает достаточно, чтобы ребенок успел потерять контроль над собой. Кроме того, родители при этом хоть и проявляют твердость, но остаются спокойными, что дополнительно уменьшает вероятность словесных перепалок.

Атмосфера спокойствия и контроля, которая характеризует этот метод, составляет резкий контраст с тем, что родители испытывали во время применения «перерыва». Те из них, кто рассказывал о неэффективности «перерыва», обычно признавались, что прибегали к нему только тогда, когда ребенок находился в крайне раздраженном состоянии, да и сами они уже готовы были взорваться. Поскольку дети часто полностью теряют контроль над собой, когда злятся, они еще больше выходят из себя, слыша гневный родительский голос: «С меня уже хватит! "Перерыв"!»

2.

Ясное понимание того, на каких правилах основано данное наказание и как оно будет протекать. Еще до того, как наказание было применено в первый раз, родители спокойно и четко объяснили ребенку всю процедуру. Поэтому он ясно представляет себе, как должен себя вести, какое предупреждение получит в случае непослушания, что будет происходить в тихом углу, сколько времени он там проведет и что необходимо сделать, чтобы ему разрешили его покинуть. Ситуация, когда ребенок полностью понимает, чего от него ждут и какие последствия грозят ему при невыполнении установленных правил, устраивает его куда больше, чем неопределенность.

В большинстве случаев, осмысливая все то, что ему известно об этом методе наказания, ребенок приходит к выводу, что лучше остаться в тихом углу на протяжении всего положенного срока. Даже если он раздражен, четкая структура данного воспитательного метода позволяет ему ясно понимать, что его ожидает, поэтому вероятность, что он не будет возражать и сопротивляться, довольно велика.

3.

Ребенок заранее знает, сколько времени ему предстоит провести в месте наказания. Родители, пользующиеся «перерывом», зачастую делают это, не оговаривая время изоляции и не объясняя, как нужно себя вести, чтобы получить разрешение выйти оттуда.

При использовании же метода «тихий угол» ребенок точно знает, сколько минут ему предстоит там находиться. Кроме того, стоящий поблизости таймер наглядно показывает, сколько времени еще осталось. Дети хорошо осведомлены, как должны себя вести, чтобы наказание прекратилось, и не сомневаются, что если не исправят своего поведения, то проведут в тихом углу дополнительное время. Знание времени наказания и условий его прекращение придает ребенку уверенности и не создает предпосылок для нервозности и раздражения.

Однако даже при наличии всех этих факторов порой бывает так, что первые пару раз ребенок хочет испытать границы дозволенного. Если он так поступит, то очень важно вернуть его в тихий угол и добавить заранее определенное количество минут. Спокойно и твердо соблюдая все установленные процедуры, родители дают ребенку знать, что он обязан придерживаться намеченного плана.

Дети проверяют родителей

Иногда ребенок пытается испытать родителей на прочность просто из любопытства, а иногда, особенно если он еще совсем маленький и оказался в месте наказания впервые, из-за того, что не полностью понимает всю процедуру.

У трехлетней Эммы, вероятно, присутствовали оба мотива. Первый раз, когда мать отправила ее в место наказания, она послушно пошла туда, но примерно через полминуты встала со стула и вышла. Мать отвела ее назад и добавила на таймере еще одну минуту, объяснив, что делает это из-за нарушения условий.

Примерно еще через полминуты Эмма крикнула: «Я уже готова», - и пошла играть. Мать вновь вернула ее на место, установив на таймере еще одну минуту. Указав на таймер, она сказала: «Не выходи, пока не прозвенит звонок».

Где-то через минуту Эмма воскликнула: «Динь!» - и вышла из тихого угла. Мать опять вернула ее на место и спокойно сказала: «Должен прозвенеть таймер, а не ты».

Каждая из попыток Эммы освободиться все больше смешила мать, а когда та изобразила звонок, женщина чуть не расхохоталась. К счастью, ей удалось скрыть свои эмоции, сохранить спокойный и серьезный тон.

Очевидно, этой серии экспериментов Эмме хватило, чтобы удовлетворить свое любопытство и более четко разобраться в процессе. После этого девочка безукоризненно соблюдала все условия «тихого угла».

Иногда, впервые оказавшись в тихом углу, ребенок покидает его раньше времени не один и даже не два раза. В этих случаях родители должны возвращать его на место и прибавлять лишние минуты на таймере. Нет ничего удивительного в том, что, просидев в месте наказания двадцать пять или тридцать минут, ребенок выходит из себя. Но испытав это раз или два и обнаружив, что таким образом он только продлевает срок наказания, ребенок поймет, что родители строго придерживаются установленной договоренности. В этом случае желание опробовать систему на прочность у него пропадает.

Случается и так, что первые несколько раз дети постоянно покидают тихий угол раньше времени. Если речь идет об очень маленьком ребенке, то, когда накопленное время наказания превысит все разумные пределы, скажем сорок пять минут, родители должны признать, что ситуация вышла из-под контроля и наказание надо прекратить. В этом случае лучше отправить малыша в его комнату на час. Это поможет ему успокоиться. Хоть я и не рекомендую использовать детскую спальню в качестве тихого угла, в редких ситуациях, особенно когда вы только начинаете пользоваться этим методом, эта комната вполне может стать тем местом, где ребенок придет в себя. Важно только, чтобы в следующий раз, когда он провинится, родители знали, как заставить ребенка оставаться в тихом углу. Он вскоре поймет, что отец и мать настроены серьезно, поэтому будет вести себя как положено.

У большинства родителей вполне хватает авторитета, чтобы добиться послушания ребенка. Однако в редких случаях, несмотря на все попытки, ребенок упорно отказывается повиноваться. В этом случае рекомендуется обратиться за помощью к психологу.