В раннем детстве развитие психики происходит быстрыми темпами.
1. Предметная деятельность - ведущий вид деятельности
Условия предметной деятельности формируются в младенческом возрасте. Ее цель – усвоить функции предметов, овладеть способами действий с ними. Ребенок сам, без помощи взрослого еще не может понять предназначение предмета.
Психологи изучили процесс развития предметной деятельности, выделив ее 3 основные этапы:
- 1-1,5 года – дети еще не осознают функций предметов;
- 2-2,5 года – происходит закрепление функций за предметами;
- после 2,5 лет – происходит разделение действия от предмета, дети начинают осваивать функции предметов и использовать одни игрушки вместо других. Конец раннего детства в рамках предметной деятельности ознаменован появлением игры.
2. Как проходит психическое развитие ребенка?
При рассмотрении развития психических функций, необходимо отметить, что раннее детство сензитивно к изучению речи. В течение полугода довольно быстро формируется автономная речь ребенка, которая затем исчезает. Слова, необычные по произношению и смыслу, заменяются словами из "взрослой" речи.
Психическое развитие ребенка происходит следующим образом: к двенадцати месяцам словарный запас ребенка составляет 10 слов; к одному году и восьми месяцам – уже 100 слов; к двум годам он насчитывает 300 слов; к трем годам - 1000-1500 слов.
В 1,5 годика предложения еще состоят из 2-3 слов. Зачастую это субъект и его действие ("папа идет"), действие и объект действия ("дай конфету", "хочу булку"), или действие и место действия ("игрушка там"). К трехлетнему возрасту, ребенок усваивает грамматические формы и синтаксические конструкции родной речи. В его речи появляется больше разных типов предложений, а речь становится полноценным инструментом общения.
Кроме развития речи, в раннем возрасте начинают формироваться и другие психические функции – мышление, восприятие, внимание, память.
В раннем детстве среди других функций психики доминирует восприятие. Именно на этом этапе развития ребенка наблюдается такая элементарная форма воображения, как предвосхищение. Но еще отсутствует творческое воображение, ребенок не способен что-то выдумывать, лгать. Только к концу этапа дети научатся говорить не то, что происходит на самом деле.
Память и внимание в этом возрасте являются непроизвольными. Мышление становится наглядно-действенным, оно основано на действии с предметами и восприятии.
3. Как проявляется личность в раннем возрасте?
На раннем этапе психика ребенка характеризуется яркими эмоциональными реакциями, которые связаны с желаниями малыша. К концу этого периода, при приближении кризиса трех лет, наблюдается аффективная реакция на сложности, с которыми приходится сталкиваться ребенку. Дети пытаются сделать что-либо самостоятельно, но у них ничего не получается или в этот момент рядом нет родителей - некому прийти на помощь ребенку и выполнить действие вместе с ним.