В речевом обороте каждого родителя проскальзывает фраза: «Я тебе уже двести раз сказала! Что в лоб, что полбу!» Ребенок взрослого часто просто не слышит. Наш постоянный назидательный тон, запреты, поправки, замечания становятся для него речевым фоном, как включенное радио. Как же говорить с детьми, чтобы они услышали?
Ученые установили, что частица НЕ ребенком не воспринимается. Услышав слова «не беги», «не кричи», «не лезь», дети еще громче кричат, лезут и бегут в запретном направлении. Таким образом, чтобы донести до ребенка вашу просьбу, уберите частицу НЕ и перефразируйте некоторые слова: «не лезь в лужи - обходи лужи», «не кричи -говори спокойным тоном», «не упрямься -давай договоримся», «опять не слышишь -хочу, чтобы ты меня услышала» и т.п.
Малыш, ты меня слышишь?
Разговаривайте спокойным тоном, с акцентами на важные слова и фразы.
Учитесь слышать своего ребенка не вполуха, сидя за компьютером или перед телевизором, а заинтересованно и внимательно. Используйте приемы активного слушания (кивнуть, улыбнуться, удивиться, вставить: «Да?», «Ухты!», «Здорово!», «Интересно!» и т.п.).
Обращайтесь к малышу по имени. Внимание к имени человека помогает выстроить доверительные взаимоотношения. Ловите взгляд малыша: «Хочу увидеть твои глазки и сказать тебе что-то!»
Четко, кратко, доступным языком излагайте свои требования, просьбы, задания. Даже взрослому трудно уловить суть в получасовом монологе.
Мотивируйте ребенка, объясняйте, для чего это необходимо сделать. Воспользуйтесь заманчивым предложением. К примеру: «Если ты сейчас быстро оденешься, мы успеем в зоопарк, чтобы увидеть интересных животных».
Запрещая что-то, говорите без крика, объяснив, почему нельзя так поступать: «Нельзя убегать, когда мы на улице, в магазине, чтобы не заблудиться». Помните, как в мультфильме про Карлсона, когда мама объясняет
Малышу, что испугалась, подумав, что он упадет с крыши, и что он очень дорог, как «сто тысяч мильёнов».
Обращайтесь к ребенку с просьбой: «Посоветуй, доченька (сын)...» Когда малыша считают взрослым, он рад стараться помочь и гордится тем, что его мнение важно.
Не слышит? Попробуйте сказать просьбу шепотом. Это привлечет внимание. Есть такая народная мудрость: «тихий голос далеко слышим!»
Учите ребенка ценить и уважать о ваше время. Когда появляются срочные неотложные дела, говорю дочери: «Сейчас я буду звонить по телефону, это важный звонок. Сможешь поиграть сама и не шуметь? Я доделаю неотложное дело, и мы вместе поиграем!» Что вы думаете, моя двухгодовалая дочь тихонько сидит рядом, играя с игрушками, и после того, как я закончила разговор по телефону, сообщает: «Мама, я не шумела!» Ребенок доволен, что выполнил мою просьбу, и счастлив от моей похвалы и доверия.
Слушайте с малышом тишину (как шумит ветер, капли дождя, звуки животных и т.п.), тогда он сможет воспринимать даже тихий голос.
Перестаньте употреблять слова «упрямый», «не слушаешься», «капризуля», «нытик» и т.п., так как тем самым вы программируете ребенка на нытьё, капризы, непослушание. Замените их на «умница», «помощница(ник)», «красотуля», «добрый человечек», «заботливый», «уверенный человек» и т.п.