Массаж и гимнастика способствуют закаливанию детского организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. Гимнастику и массаж для новорожденных применяют детям строго индивидуально с учетом возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Массаж и гимнастика новорожденного
Когда начинать массаж и гимнастику для ребенка?
Массаж обычно предшествует гимнастическим упражнениям. Например, поглаживание как один из элементов массажа у здоровых детей применяют уже с 3-4 недельного возраста, а гимнастику начинают с 1 месячного возраста. Систематическое применение массажа и гимнастики оказывает положительное влияние на развитие мышечной системы, кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ, способствует формированию правильной осанки и укреплению здоровья ребенка.
Однако, гимнастика и массаж не могут полностью удовлетворить потребность новорожденного ребенка в движениях. При длительном лежании у ребенка снижается устойчивость к изменениям внешней среды. Двигательная активность служит одним из источников положительных эмоций ребенка.
Массаж и гимнастика полезны и новорожденным детям с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Таким детям массаж и гимнастика проводятся специалистами.
Противопоказаниями к массажу и гимнастике являются:
- острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры;
- гнойничковые и другие заболевания кожи;
- заболевания подкожно-жировой клетчатки, лимфатических узлов, суставов и костей.
Массаж не рекомендуется:
- при заболеваниях крови;
- тяжелой степени гипотрофии и рахита;
- при острых воспалительных процессах в печени и почках;
- грыжах;
- некомпенсированных врожденных пороках сердца.
У здорового ребенка противопоказаний к массажу и гимнастике нет, но при отрицательной реакции с его стороны необходимо временно отменить процедуры.
Грудные дети, которым систематически проводится массаж и гимнастика, к концу года отличаются лучшими показателями роста, массы тела, они реже болеют.
В связи с тем, что у грудных детей преобладают процессы возбуждения, у них целесообразно применять поглаживание и растирание слабой силы для оказания успокаивающего эффекта. Во время массажа надо ласково разговаривать с ребенком, поддерживая у него положительные эмоции и радостное настроение. Систематическими поглаживаниями можно добиться того, что легко возбудимый ребенок быстрее засыпает и спит спокойнее, дольше.
Растирание, похлопывание или легкое поколачивание способствует улучшению питания тканей, улучшает кровообращение в сосудах кожи.
Разминание повышает тонус и эластичность мышц.
Массаж и гимнастика детей до года
Как проводить гимнастику и массаж для новорожденных?
При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать определенные условия: помещение должно быть хорошо проветрено, в первые месяцы жизни ребенка температура воздуха в комнате должна быть 22-24 °С, в дальнейшем - не менее 20 °С. Это способствует также закаливанию организма. Летом гимнастические упражнения выполняются при открытом окне или на свежем воздухе в тени в защищенном от ветра месте (при температуре не ниже 22 °С).
Продолжительность массажа и гимнастики для детей до года не должна превышать 10 минут.
Перед массажем грудного ребенка надо подмыть и полностью раздеть. Если по состоянию здоровья этого сделать нельзя, малыша оставляют в легкой одежде. Руки мамы должны быть сухими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Кольца, браслеты, часы снимают.
Массаж грудному малышу можно проводить как без применения дополнительных косметических средств, так и с использованием различных кремов, масел и присыпок (продающихся в аптеках, разумеется).
Однако, для детей до 3 месяцев использование косметических средств нежелательно для избегания раздражения нежной кожи ребенка.
Массаж ручек и ножек новорожденного
Положите малыша на спинку. Одной рукой удерживайте запястье массируемой ручки, другой легкими движениями поглаживайте ручку от кисти к плечу поочередно вначале внутреннюю поверхность, затем наружную. Помассируйте каждый пальчик руки без нажима. Повторите то же на другой ручке.
Принцип массажа ножек тот же. Предварительно сделайте поглаживание стопы: зафиксируйте левой рукой область голеностопного сустава, а правой проведите поглаживающие движения стоп малыша. Этот прием у малышей до 3 месяцев сочетайте с рефлекторным разгибанием пальчиков стопы. Количество поглаживаний на каждой конечности 3-5 раз.
Начиная с начала четвертого месяца жизни в комплекс массажа ручек и ножек можно включить растирание и разминание. После каждого растирания или разминания проводится поглаживание.
Массаж груди и живота новорожденного
По ходу межреберных промежутков от грудины к бокам большими пальцами обеих рук проведите поглаживающие движения 3-5 раз.
При массаже животика проведите 3- 5 раз круговые поглаживания по часовой стрелке ладонью правой руки.
Массаж спины новорожденного
Поглаживание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев поглаживание спины снизу вверх, начиная с ягодиц. 4 - 6 раз.
Растирание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. 2 - 3 раза.
Поглаживание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев поглаживание спины снизу вверх, начиная с ягодиц. 4 - 6 раз.
Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев проделать спиралеобразные движения снизу вверх по спине. 2 - 3 раза.
Поглаживание. Тыльной стороной сомкнутых пальцев поглаживание спины снизу вверх, начиная с ягодиц. 4 - 6 раз.
У малышей до трех месяцев применяется только поглаживание. Остальные приемы массажа (растирание, разминание) можно использовать на четвертом месяце жизни малыша.
Хочется отметить, что положение на животе - это естественная поза ребенка первых месяцев жизни. В положении на животе происходит самоочищение дыхательных путей от слизи, улучшается деятельность сердца и кишечника. Поэтому необходимо почаще выкладывать малыша на живот и вне процедур массажа.
Идеально, если массаж новорожденного ребенка будет сочетаться с элементами гимнастики. Это повысит его эффективность.
Детская гимнастика детей до года
Гимнастика обуславливает разностороннее развитие двигательной активности, оказывает благотворное влияние на весь организм, но особенно на опорно-двигательный аппарат. Гимнастические упражнения для детей грудного возраста являются своеобразным биологическим стимулятором роста и одним из источников положительных эмоций.
Занятия гимнастикой следует проводить ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее чем через 30 минут после еды. Лучшее время для упражнений - второе бодрствование, спустя 40-50 минут после второго кормления. Ослабленному ребенку с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии полезны занятия 2 раза в день.
Гимнастику лучше проводить в форме игры. В ходе занятия нужно ласково разговаривать с малышом, стараться вызвать у него улыбку, хорошее настроение, побуждать его к активности с помощью ярких игрушек. Если ребенок беспокоен, плачет, упражнения прекращают. Упражнения с ребенком проводят до кормления в хорошо проветренной комнате, при температуре воздуха не выше 20-22 °С и нормальной температуре тела ребенка. Длительность занятий не более 5 - 10 минут.
Гимнастика для детей до года основана на пассивных, рефлекторных и активных движениях.
Гимнастика для детей 1-3 месяца
Для детей первых трех месяцев проводят комплекс упражнений, основанный на рефлекторных движениях: рефлекторное ползание на животе; рефлекторное сгибание и разгибание пальцев, рефлекторное разгибание позвоночника, "парение" - отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазобедренных суставах. Эти упражнения вызывают разгибание мышц, имеют важное значение в укреплении мышц спины, развитии важных структур нервной системы.
Выкладывание на живот.
Для укрепления мышц спины и шеи уже в месячном возрасте ребенка выкладывают на живот на 2-3 минуты и добиваются, чтобы он поднимал и удерживал голову. Этот прием развивает умение держать голову. Положите малыша на живот на ровную, твердую поверхность, например, на стол, покрытый одеялом, или в индивидуальный манеж. При положении ребенка на животе взрослые поддерживают его ладонью на уровне нижней части грудной клетки и живота. Как только ребенок начинает опускать голову, выложите его на спину. Этот прием повторяют несколько раз в день. С этой же целью в возрасте 1,5 - 2 месяцев ребенка берите 2 - 3 раза в день на руки и немного подержите его в вертикальном положении. Такое положение способствует тренировке, развитию мышечной системы и удержанию головы.
Рефлекторное разгибание позвоночника.
Положите малыша на бочок и аккуратно придерживайте его ножки. Свободной рукой, отступив от средней линии (то есть от самого позвоночника) на 1 см, проведите от крестца к шее - туловище малыша прогибается и образует дугу.
Рефлекторное ползание.
Положите малыша на ровную твердую поверхность на животик. Согните ножки малыша в коленных суставах и отведите колени в сторону. Поставьте ладонь к стопам малыша. Как только малыш почувствует опору, он начнет отталкиваться от ваших ладоней и "ползти".
Рефлекторное сгибание пальцев ног.
Нажмите большим пальцем свободной руки (одна рука держит ножку малыша в области голеностопного сустава) у основания пальцев подошвы стопы - пальчики стопы малыша согнутся.Рефлекторное разгибание пальцев стопы.
Проведите пальцем вдоль наружного края стопы от мизинца к пяточке - пальчики разогнутся. Повторите упражнения 4 и 5 на другой ножке.
Рефлекторная ходьба.
Возьмите малыша в положение "под мышки". Дайте почувствовать пальчикам стопы опору твердой поверхности - малыш начинает делать движение ногами по типу "ходьбы".
Гимнастика для детей с 3 месяцев
С 3-х месяцев применяют упражнения пассивного характера. К этому времени уравновешивается тонус мышц сгибателей и разгибателей, появляются некоторые двигательные навыки. Упражнения: сгибание и разгибание ног, разведение и скрещивание рук на груди, сгибание и разгибание рук, разведение и вращение ног в тазобедренных суставах и поднимание прямых ног, поворот со спины на живот.
Сгибание и разгибание ног.
Положите малыша на спинку. Возьмите голени малыша руками и осторожно согните в коленных суставах, приводя их к животу. Затем проделайте упражнение в обратном порядке. Повторите 3-5 раз.
Разведение бедер.
Согните ножки малыша в коленных суставах и, поддерживая их руками в области этих суставов, полукруговыми движениями отведите правое бедро вправо и одновременно левое - влево.
Поднимание рук.
Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, выпрямите ручки и поднимите вверх вдоль головы и обратно. Повторите 3-5 раз.
Сгибание и разгибание рук.
Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, попытайтесь согнуть и разогнуть ручки малыша в локтевых суставах. Повторить 3-5 раз.
Скрещивание рук.
Дайте для захвата ручками малыша большие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, вытяните ручки малыша вперед, затем в стороны, затем скрестите на груди. Повторите 3-5 раз.
Поворот со спины на живот.
Дайте большой палец левой руки для захвата левой ручкой ребенка. Правой рукой захватите обе ножки малыша, выпрямите их и мягко поверните направо, одновременно потягивая ручку ребенка вперед, заставляя его повернуть плечевой пояс и голову в ту сторону, куда вращаются нижние конечности. Затем повторите поворот в другую сторону.
Гимнастика для детей с 4-6 месяцев
С 4-6 месяцев пассивные движения в занятиях постепенно заменяют активными. В комплекс упражнений дополнительно к вышеуказанным пассивным упражнениям включают упражнения с кольцами:
Ребенок приседает, держась за кольца;
Переворачивается на живот, держась за кольца.
В комплекс упражнений включают: побуждение к ползанию (за игрушкой, размещенной на некотором расстоянии от малыша, лежащего на животе), доставание игрушки (которую держит взрослый на некотором расстоянии от ручек малыша).
Гимнастика для детей с 8-10-го месяца
К концу 8-10-го месяца малыша можно обучить к самостоятельным активным упражнениям: подниманиям рук вверх, отведениям их в стороны, повороты туловища при помощи побуждения малыша игрушкой, вставание при помощи поддержки, "ползание на четвереньках", ходьба при помощи рук взрослого. Все эти упражнения выполняются по мере освоения малышом соответствующих навыков: ползания, стояния.