Необходимые организационные навыки: управление эмоциями, гибкость. Возраст: любой.
Как справляться с беспокойством у ребенка?
Способы одоления беспокойства
Составьте вместе с ребенком список ситуаций, в которых он начинает беспокоиться. Подумайте, не прослеживается ли в них определенная схема и нельзя ли объединить их в категории (например, у ребенка, нервничающего на футбольном поле, у классной доски или на сцене, может быть страх перед выступлением: он нервничает, когда нужно выступать перед другими).
Обсудите с ребенком, как проявляется тревожность, чтобы он мог опознать ее на ранних этапах. Часто имеются физические проявления: нервная дрожь, потеющие руки, учащенное сердцебиение.
Составьте список того, что может заменить беспокойство (замещающее поведение): 3-4 варианта занятий, которые могут либо успокоить, либо отвлечь внимание от волнений.
Запишите все результаты на «Доску тревоги».
Практикуйтесь чтобы в нужный момент помочь справиться с беспокойством у ребенка. Скажите ему: «Представим, что ты начинаешь переживать из-за соревнований, боишься, что не попадешь в команду. Какую стратегию ты хотел бы использовать?» (более подробное руководство дано ниже). Попрактиковавшись в течение пары недель, начните использовать эту методику, но сначала только в несерьезных ситуациях. Далее переходите к работе над более значительными трудностями.
Применяйте поощрения чтобы научить ребенка справляться с беспокойством. Для улучшения результатов используйте два уровня наград: «большой приз» - за ситуации, когда не пришлось обращаться к «Доске тревоги», и «малый» - за успешное использование в сложной ситуации одной из стратегий, перечисленных на «Доске тревоги».
Практика одоления чувств беспокойства
Чтобы справляться с беспокойством, возникшим у ребенка используйте примеры из реальной жизни. Обязательно включайте самые разные категории раздражителей.
Пусть практика будет простой и быстрой. Например, если вы хотите использовать метод «остановки мыслей», ребенок может поговорить сам с собой. Пусть он громко и уверенно скажет себе: «СТОП!» Мыслительный процесс тут же прекращается. После этого пусть ребенок подумает о чем-нибудь приятном. Практикуйте этот метод несколько раз в день. Используйте стратегию всякий раз, когда возникает неприятность или тревожная мысль, и продолжайте повторять, пока проблема не исчезнет.
Предложите ребенку опробовать все стратегии, перечисленные на «Доске тревоги».
Прежде чем использовать стратегии в реальной жизни, практикуйтесь по несколько минут каждый день или несколько раз в неделю.
Методы борьбы с беспокойством
Модификация методов борьбы с беспокойством у ребенка
Возможные стратегии управления тревожностью таковы: глубокое или медленное дыхание, счет до 20, релаксация, остановка мыслей или возражение своим тревогам. Можно изобразить тревогу на бумаге, свернуть лист и выбросить в мусорное ведро. Другие возможные варианты борьбы с беспокойством - послушать музыку (возможно, потанцевать) и усомниться в причинах тревоги. Чтобы лучше в этом разобраться, наберите в поисковике «релаксация для детей» и изучите ссылки. Еще один полезный ресурс - книга Дон Хюбнер «Что делать, когда слишком много волнуешься».
Помощь детям в работе с тревожностью и беспокойством обычно включает процедуру под названием десенсибилизация: уровень тревожности ребенка остается низким, поэтому при определенной поддержке он способен с ней справиться. Например, если ребенок боится собак, то можно для начала попросить его посмотреть на изображение собаки и смоделировать его слова самому себе («Я смотрю на эту картинку с собакой, и меня немного пугает мысль о том, что тут могла бы быть настоящая собака. Но я неплохо справляюсь, я не очень напуган. Я спокойно могу смотреть на картинку»). Следующий шаг, позволяющий справиться с беспокойством у ребенка - посмотреть на собаку из окна и поговорить о том, что он чувствует. Можно постепенно «приближать» собаку к ребенку. Такой подход применим и при работе с другими страхами и фобиями. Действие их должно быть очень дозированным; не следует переходить к следующему шагу, пока ребенок не освоится с предыдущим. Важнейшие элементы этого процесса - физическое расстояние и время; в самом начале ребенок далек от объекта, вызывающего у него тревогу, и наблюдает за ним недолго. Затем постепенно расстояние сокращается, а время увеличивается. Полезно разработать сценарий развития событий (то, что ребенок должен сказать в определенной ситуации) и тактику, которую он мог бы использовать (например, остановка мыслей или отвлечение внимания).
Данный подход можно использовать для следующих типов тревог или волнений:
- страх перед расставанием (тревога или переживание из-за расставания с любимым человеком, обычно с родителем);
- работа с новыми или незнакомыми ситуациями;
- навязчивые или страшные мысли (переживание из-за того, что может случиться плохое).
Он эффективен во всех этих случаях, но стратегии могут различаться.
Методы преодоления трудностей у ребенка
Адаптируйте окружающую среду вместе с маленькими детьми. Вы можете снизить вероятность того, что эмоции ребенка выйдут из-под контроля, создавая ритуалы, особенно для приема пищи, дневного сна или отхода ко сну вечером. Старайтесь, чтобы ребенок не перевозбуждался, или находите способы как можно скорее «вытянуть» его из такой ситуации, если, по вашему мнению, он начинает терять самоконтроль.
Чтобы справляться с беспокойством у ребенка подготовьте его, поговорив с ним о том, чего ему следует ожидать и что он сможет сделать, если почувствует себя перегруженным. Некоторые проблемные ситуации неизбежны, но их можно сгладить, проведя небольшую подготовительную работу.
Дайте ребенку стратегии преодоления трудностей и беспокойства. Что вы можете предложить ему, чтобы он смог выбраться из сложной ситуации? Если ребенок совсем маленький, можно договориться с учителем или воспитателем о сигнале, который будет означать, что нужен перерыв. Дома вы можете решить, что, если ситуация накалится, он скажет: «Мне нужно пойти в свою комнату и побыть одному»; так вы поймете, что ему нужен перерыв. Простые способы самоуспокоения могут быть такими: взять и подержать любимую игрушку (для маленьких детей) или послушать успокаивающую музыку (для детей постарше). Научите ребенка техникам расслабления (глубокое дыхание и прогрессивная релаксация, которая включает поочередное напряжение и расслабление основных групп мышц) от беспокойства. Введите запрос «упражнения на расслабление для детей» в поисковике, чтобы найти подробное описание этих методов.
Чтобы справиться с нарастающим беспокойством дайте ребенку сценарий, которого он должен придерживаться в проблемных ситуациях. Он не должен быть сложным. Пусть ребенок говорит самому себе фразу, помогающую контролировать эмоции. Полезно смоделировать эти утверждения. Например, если ребенок бросает домашнее задание, даже не начав, потому что оно кажется сложным, вы можете посоветовать: «Скажи себе, прежде чем начать: «Я знаю, мне будет нелегко, но я все равно попробую. Если после упорных попыток у меня все равно не получится, я обращусь за помощью»«. Дети со слабым эмоциональным контролем более склонны рыдать или закатывать истерики, когда вынуждены выполнять задания, которые считают неприятными или сложными.
Читайте книги смотрите фильмы, где герои демонстрируют поведение, которому вы бы хотели научить ребенка. Специалисты и библиотекари могут посоветовать вам хорошие книги.
Если этими методами решить проблему не удается, возможно, стоит обратиться к консультанту или психологу, который занимается когнитивно-поведенческой терапией. Мы также рекомендуем две книги, которые объясняют этот подход в контексте конкретных проблем с контролем эмоций: «Что делать, если вы слишком волнуетесь» и «Что делать, если вы часто ворчите», автор Дон Хюбнер. Они предназначены для совместного чтения родителями с детьми и содержат упражнения для детей, которые помогут им понять проблему и придумать способ преодоления трудностей.