Какими должны быть условия речевого развития детей

Мы привыкли слышать о том, что тот или иной возрастной период имеет особое значение в жизни ребенка, однако возраст от трех до пяти лет действительно особенно значим в плане речевого развития: именно в этом возрасте ребенок овладевает системой родного языка. К пяти годам речевые достижения ребенка особенно заметны: его речь понятна всем окружающим, а не только близким, ребенок умеет разговаривать с разными людьми, знакомыми и чужими, взрослыми и сверстниками, отвечает на заданные вопросы, может спрашивать сам. Строит разные предложения, в том числе и сложные, его рассказ понятен без дополнительных вопросов, ребенок правильно произносит все звуки родного языка хотя бы в изолированном положении (например, рычит, свистит, шипит) или повторяя их за взрослым.

Какими должны быть условия речевого развития детей?

Именно возраст от трех до пяти лет является наиболее чувствительным и значимым в речевом развитии ребенка. В этом возрасте формируются важнейшие речевые умения – умение говорить и слушать. Возрастные недочеты при отсутствии их коррекции могут стать стойкой речевой привычкой, если вовремя их не устранить, и остаться в речи ребенка, даже когда он станет взрослым.

Определяющим фактором с которого начинаются все условия речевого развития ребенка - это речевая среда: речь ребенка развивается во многом на основе подражания. Из речи взрослого ребенок заимствует слова, предложения, интонацию, даже манеру говорить, поэтому к речевой среде нужно предъявлять высокие требования. Не стоит упрощать свою речь, разговаривая с ребенком, но в то же время следует помнить, что очень длинные предложения останутся для ребенка непонятными. Останутся непонятными и слова с отвлеченным значением. Не нужно перенасыщать свою речь уменьшительными словами («Пойдем в магазинчик»). Очень важно, чтобы в присутствии ребенка взрослые разговаривали спокойно, выразительно, четко проговаривали все слова, избегая тех языковых явлений, которые находятся за пределами нормативного литературного языка.

Взрослым необходимо помнить, что ребенок внимательно слушает их речь, и это для ребенка в три года не свидетельство неправильного воспитания или поведения, а признак достаточного уровня речевого развития: ребенок присутствует при разговорах взрослых, потому что эти разговоры становятся ему понятными, он начинает понимать речь, не связанную с ситуацией, выходящую за пределы этой ситуации.

Как сформировать правильное дыхание у ребенка?

Следующим важным условием речевого развития ребенка в этом возрасте является формирование речевого дыхания, голосового и артикуляционного аппарата, то есть физиологической базы речевой деятельности. Остановимся на проблеме, связанной с формированием у ребенка правильного дыхания во время речи, или, как уже сказали, речевого дыхания.

Сама проблема связана с тем, что естественное физиологическое дыхание отличается от дыхания в процессе речи: физиологическое дыхание предполагает длительный вдох и быстрый короткий выдох, тогда как в процессе речи вдох должен быть коротким, а выдох длительным, поскольку голос и звуки речи образуются именно на выдохе.

Плавный длительный выдох у ребенка к трем годам нередко не сформирован, поэтому взрослому прежде всего нужно помочь ребенку овладеть этим умением – правильно дышать в процессе речи, совершать длительный выдох, экономно расходуя воздух. Помогая ребенку овладеть техникой речевого дыхания, взрослый должен помнить обязательное правило формирования у дошкольника речевых действий: обучение дошкольника речевым действиям первоначально осуществляется без привлечения языкового материала, ребенок сначала овладевает технической стороной того или иного действия, лишь затем связывая его с речью.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Народная педагогика обладает набором упражнений, обеспечивающих формирование речевого дыхания, – это многочисленные упражнения на поддувание: «Подуй на цветочек», «Подуй на листочек», «Погреем ручки» и т. п. Первоначально при организации этих упражнений взрослый обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, а также на то, чтобы воздушная струя была направленной: «Подуй на одуванчик, чтобы полетели его парашютики», «Сдуй с варежки снежинку», «Загони мяч в ворота» (гладкая полированная поверхность стола – поле, мяч – маленький кусочек ваты, ворота – полоска бумаги, можно в игру включить и вратаря – подходящую для этой роли игрушку). Для формирования многих звуков речи нужна направленная воздушная струя, например: «с-с-с», «ш-ш-ш», для произнесения звука «р» – сильная направленная воздушная струя.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Появление звуков в речи дошкольников

1-2

года: звуки «а», «о», «э», «п», «б», «м», «у».

2-3

года: звуки «и», «ы», «х», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «й».

3-5

лет: «с», «з», «ц», «ш», «щ», «ж», «ч».

5-6

лет: «л», «р».

Особенности речевого развития дошкольников (по Л. М. Козыревой)

Речевое развитие ребенка 3 лет

  • Три года: пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами («кактусенок»).
  • Три года один месяц: использует в речи приставочные глаголы («приехали»).
  • Три года шесть месяцев: употребляет в активной речи слова – названия частей предметов («ручка», «дверка»).

Речевое развитие ребенка в 4 года

Четыре года:

  • различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа «жук» – «лук»);
  • замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи;
  • может пересказать знакомую сказку близко к тексту;
  • побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки.

Четыре года шесть месяцев:

  • использует родовые названия предметов («мебель», «инструменты»);
  • пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии («художник», «железнодорожник»);
  • определяет наличие звуков в слове.

Речевое развитие ребенка в 5 лет

  • Пять лет: может подбирать к словам антонимы («белый – черный»);
  • находит место звука в слове по трем позициям: начало, середина, конец;
  • может составить рассказ по картинке или серии картинок;
  • начало формирования внутренней речи;
  • звукопроизношение полностью соответствует норме.

На протяжении всего дошкольного детства: образует новые слова («швунья»).

Речевое развитие ребенка дошкольника

Одна из главных функций речи – функция общения, или коммуникативная функция. В возрасте трех лет дети общаются в основном лишь с хорошо знакомыми людьми. При этом общение происходит в конкретной ситуации и по поводу определенных событий или действий. Такое общение осуществляется с помощью ситуативной речи.

Ситуативная речь ребенка

Ситуативная речь строится в форме диалога, потому что ребенок еще не совсем самостоятелен и его деятельность неотделима от деятельности взрослых. В этом случае речь малыша просто пестрит местоимениями «он», «оно», «они», также в изобилии наречия и словесные шаблоны. Постороннему человеку, не знающему данной обстановки, такая ситуативная речь непонятна. Поэтому старайтесь требовать от ребенка такого построения текста, который независим от речевой ситуации. Тогда малыш начнет перестраивать ситуативную речь на речь, понятную собеседнику. Постепенно бесконечные местоимения сменятся на существительные, которые внесут определенную ясность.

«Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности, часто ограниченные, и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация». А. Г. Арушанова.

Контекстная речь ребенка

С ростом познавательных интересов и одновременно с расширением круга общения дети овладевают контекстной речью. Контекстная речь ребенка обладает смысловой завершенностью, позволяет выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав слов, выражений. Ребенок начинает критично относиться к своей речи. Пересказ прочитанных книг, описание предмета, рассказ об интересных событиях, фактах требуют вразумительного изложения. И ребенок старается так описать ситуацию, чтобы ее можно было понять без непосредственного восприятия. Как известно, восприятие бывает трех видов: зрительное, слуховое, осязательное. И человек воспринимает отражение предметов, ситуаций, событий посредством воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности (зрительный, слуховой, кожный и мышечный анализаторы).

Непосредственное восприятие – это когда человек воспринимает ситуацию, события сам, через совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов, Единицей контекстной речи выступает предложение, а не слово, как это было в ситуативной речи. Такую речь отличает связность, обеспечиваемая ростом словарного запаса, и освоение грамматического строя речи. В то же время малыши не перестают пользоваться ситуативной речью. При непосредственном общении ситуативной речью пользуются и взрослые. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.

«Осваивая способы игрового поведения – простое манипулирование игрушками, замещение реальных предметов и действий предметами-заместителями и условными действиями, распределение атрибутов, материалов, ролей, налаживание взаимоотношений в игре, разворачивание сюжета, контроль и пр., – ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы речевого поведения, функциональные типы высказываний (комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение, отрицание, вопрос, побуждение к действию)». А. Г. Арушанова.