Речь – это сложный психологический процесс, основы которого закладываются в первые годы жизни.
Из этой статьи вы узнаете чем вызвана задержка речевого развития у детей и каковы основные трудности речи ребенка.
Задержка речевого развития у детей
Становление речи – процесс индивидуальный, он зависит от следующих факторов: социальной среды, пола ребенка, психологического контакта с матерью, физиологического развития, функционирования мозга и т.д. Нужно следить за развитием речи, подталкивать ребенка к произношению звуков и слогов, так как в процессе общения со взрослыми возникает потребность в развитии речи.
Задержка речи - это отставание от норм развития речи в возрасте до 4 лет. Дети с нарушением речи овладевают речью, так как и другие, но возрастные рамки при этом сильно сдвигаются.
Специалисты указывают на то, что от развития речи зависит общее психологическое состояние ребенка и формирование межличностного сотрудничества. От речевого развития зависит развитие важнейших познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Причины задержки речевого развития
Задержка речевого развития у детей возникает по следующим причинам:
- Если речь ребенка не востребована. Если с ребенком не разговаривают или наоборот, угадывают его желания, и говорят с ним, не пытаясь сформировать потребность ребенка выражать свои требования словами;
- Если замедлено созревание нервных клеток, которые отвечают за речь;
- Если проявляются заболевания и поражения мозга;
- Если существует нарушение слуха. В этом случае речь начинает формироваться на основе услышанного ребенком.
На что родителям нужно обращать внимание?
В первую очередь, на звуки, изданные ребенком на протяжении первых 8 месяцев жизни. Если ребенок испытывает трудности в речи, молчит, нужно своевременно обратиться к невропатологу.
Если в возрасте 10-14 месяцев ребенок не поворачивается при обращении к нему, а для привлечения внимания к себе, плачет.
Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18 месяцев дети должны различать предметы на слухи и показывать на картинке предметы.
Выполнение простых команд. В 18-24 месяцев ребенок должен выполнить просьбу взрослого (например, взять мяч и принести его).
Произношение слов и фраз. В 2-3 года ребенок говорить отдельные слова и фразы.
Произношение звуков и слов. В 3-4 года дети должны произносить предложения.
Диагностика задержки речевого развития
Трудности речи и задержка речевого развития у детей диагностируется в тот период, когда речь должна быть сформирована, т.е. в 3-4 года, зачастую такой диагноз ставят тогда, когда упущено время для коррекции. Родители не должны ждать, пока ребенок заговорит сам, внимание развитию речи ребенка нужно уделять с раннего периода, особенно если для этого есть предпосылки (проблемы со здоровьем матери во время беременности, тяжелые роды, неврологические отклонения).
Задержку речи можно определить на основании комплексного осмотра врачей: невропатолога, психолога, логопеда.
Трудности речи ребенка
Речевые способности 2-летнего ребенка, какими бы впечатляющими они ни казались, еще не достигают уровня, позволяющего в любое время выразить свои мысли четкими и быстрыми речевыми сообщениями.
В своем возбужденном желании высказать какие-то соображения или наблюдения ребенок испытывает трудности в выговаривании слов. Он иногда запинается и делает паузы, подбирая слова. Он может вбежать в дом, горя желанием сообщить вам, что видел красивую бабочку, но сможет произнести только: «Я видел... Я видел... Я видел...»
Почему возникают трудности в речи ребенка?
Иногда ребенок может «застопориться» в речи настолько, что даже забудет то, о чем хотел рассказать. В других случаях ему будет мешать неумение правильно произносить слова. В его высказываниях могут появляться паузы, повторения звуков и слов, колебания и заполняющие паузы звуки типа «ам-м» или «а-а». Эмоции могут захлестнуть его настолько (например, при разворачивании подарка), что на время он вообще лишается дара речи.
Подобные запинки и отклонения в речи обычно наблюдаются во время быстрого обогащения словарного запаса ребенка и в период, когда малыш переходит от произнесения отдельных слов к фразам, а затем от фраз к законченным высказываниям. Эти трудности обычно имеют место на протяжении нескольких недель. Как правило, трудности с речью проявляются в моменты, когда ребенок очень активен, взволнован, расстроен или просто устал. В таких условиях его мозг формирует слова быстрее, чем язык может произнести их. И, по неизвестным причинам, в четыре раза чаще запинаются в речи мальчики, чем девочки.
Речь ребенка зависит от настроения
Малыш может также испытывать трудности в речевом общении, когда сердится. Он запинается и не всегда может подобрать нужные слова для выражения своих чувств. В результате он порой выбирает самую простую для произнесения отрицательную фразу и выкрикивает: «Я ненавижу тебя!» А ведь на самом деле он хотел сказать: «Мне это не нравится».
Разрыв между мыслями ребенка и его способностью их речевого выражения во многих случаях вызывает у него чувства огорчения и раздражения. На пути совершенствования речевых навыков ему очень помогут ваше терпение и ободряющая помощь.