Под таким названием объединяют разнообразные двигательные нарушения, которые проявляются параличами, движениями с нарушенной координацией, избыточными непроизвольными движениями. Мы расскажем вам почему возникает как детский церебральный паралич у ребенка, о формах заболевания, а также о том, как проводится лечение детского церебрального паралича
Причины детского церебрального паралича
Ребенок может быть болен детским церебральным параличом по следующим причинам::
- внутриутробные отклонения в результате инфекций (краснуха, грипп, цитомегалия, токсоплазмоз),
- осложнений беременности (токсикозы и гестозы, резус-конфликт, психические травмы, прием запрещенных во время беременности лекарственных препаратов),
- осложнения родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия),
- заболевания на первом году жизни (воспаление мозга и его оболочек, травмы головного мозга).
Формы детского церебрального паралича
Формы церебрального паралича обозначаются в соответствии с особенностями двигательных нарушений.
Спастическая диплегия - форма церебрального паралича
Самая распространенная форма - это спастическая диплегия, ее считают наименее тяжелой. Только у 8% больных впоследствии развивается умственная отсталость. Большинство больных могут передвигаться самостоятельно. Тугоподвижные и неловкие движения нижних конечностей, которые постоянно удерживаются в положении разгибания и приведения, обычно не привлекают внимания в первые несколько недель или месяцев после рождения.
У некоторых малышей при этой форме могут быть судороги (эпилептические припадки). Нередко наблюдается задержка сроков становления всех функций по сравнению с нормальными и в особенности тех, которые зависят от развития двигательной системы. Уже при первых попытках ходьбы, обычно предпринимаемых гораздо позднее, чем это бывает у здоровых детей, обнаруживаются характерные позы, которые ребенок принимает, находясь в положении стоя и при ходьбе.
Нарушения движения увеличиваются при ходьбе короткими шагами, причем каждая нога перемещается по дуге круга; часто приведение выражено настолько, что сопровождается перекрещиванием ног (ходьба в виде "ножниц"), при этом голени вывернуты наружу, стопы согнуты и обращены внутрь и пятки не касаются опоры. Кисти и руки при этой форме церебрального паралича страдают незначительно, иногда можно обнаружить неловкость и тугоподвижность пальцев.
Спастическая тетраплегия - форма церебрального паралича
Спастическая тетраплегия характеризуется повышением мышечного тонуса во всех четырех конечностях (обычно ноги страдают в большей степени, чем руки). У детей происходит задержка психического развития, они не способны к самостоятельному передвижению.
Атонико-атаксическая форма церебрального паралича
Атонико-атаксическая форма характеризуется снижением тонуса мышц, патологическими тоническими рефлексами, нарушением равновесия при ходьбе и стоянии, плохой координацией движений, задержкой психического и речевого развития.
Гиперкинетическая форма церебрального паралича
Гиперкинетическая форма детского церебрального паралича характеризуется непроизвольными насильственными движениями - гиперкинезами.
Лечение церебрального паралича
Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней всесторонней лечебно-педагогической работе. Эта работа должна быть направлена на развитие двигательных возможностей детей и их поведения, связанного с общением.
Как лечить детский церебральный паралич?
Двигательные возможности нарушаются у детей с ДЦП сразу после рождения. Поэтому с первых дней лечения необходимо избегать формирования и закрепления у малыша неправильных поз и положений и предупреждать их (перечень неправильных поз приводится только для положения лежа на спине):
- чрезмерное напряжение мышц - разгибателей рук и ног (для этого возьмите ребенка на руки спиной вниз и, согнув голову и спину ребенка, произведите медленные и плавные покачивания, добиваясь снижения мышечного напряжения);
- поворот глаз и головы в сторону разогнутых рук и ног (для этого можно использовать ширму);
- совместное движение головы и туловища при повороте головы в сторону;
- сгибание рук и разгибание ног при наклоне головы.
В первые месяцы жизни у ребенка с церебральным параличом формируют работу зрения, слуха, ощупывающие движения рук. Такие лечебные занятия обязательно должны проходить на фоне положительного эмоционального общения малыша со взрослым. Воспитатель, вкладывая в руки ребенка различные по форме, величине и цвету игрушки, должен привлекать к ним его зрительное внимание, хвалить за достижения, ненавязчиво препятствовать проявлению непроизвольных движений. Для развития чувствительных и двигательных возможностей пальцев рук целесообразно проводить их массаж щетками различной жесткости, предварительно получив консультацию у специалиста.
Упражнения при лечении детского церебрального паралича
При работе с ребенком первого года жизни, страдающим церебральным параличом, особое внимание следует уделить развитию правильного хватания. Малыш должен привыкнуть брать игрушку не мизинцем и безымянным пальцем, а совместным движением большого, среднего и указательного пальца. Учитывая, что ребенку трудно не только захватить предмет, но и отпустить его, следует специально развивать у малыша способность разжимать кисть и перекладывать игрушку из одной руки в другую.
При развитии двигательных возможностей ребенка с ДЦП важно соблюдать возрастные закономерности, ни в коей мере не стремиться к их опережению. Необходимо помнить о том, что при данном нарушении чрезмерные мышечные усилия ребенка приводят к развитию повышенного мышечного тонуса, который препятствует выполнению координированных движений. Поэтому предпочтение в этом случае должно быть отдано упражнениям на ловкость. Регулярно в ходе занятий по лечению церебрального паралича нужно делать перерывы, во время которых проводить сеансы массажа. Массаж (поглаживание, потряхивание, точечный, вибрационный) способствует расслаблению напряженных мышц и стимулирует деятельность ослабленной мускулатуры.
Занятия по лечению детского церебрального паралича
В большинстве случаев уже на первом году жизни ребенка с детским церебральным параличом для лечебно-восстановительных мероприятий требуются различные приспособления: специальные укладки, этапные гипсовые повязки, ходунки и др. Они позволяют бороться с непроизвольными болезненными движениями и одновременно облегчают целесообразную двигательную активность малыша. Поэтому родители, проконсультировавшись у лечащего врача, должны своевременно приобрести их и освоить.
Учитывая, что регулярные занятия с ребенком, имеющим диагноз церебральный паралич, не дают быстрого положительного результата и требуют большого объема специальных знаний и навыков (в том числе логопедических), целесообразно подготовить для этих занятий кого-либо из членов семьи, направив его на соответствующие курсы. При школьной общеобразовательной подготовке с такой работой могут справиться и бабушка и дедушка малыша. Конечно, при этом необходимо обговорить с ними распределение общих обязанностей по уходу за ребенком с соблюдением интересов и всех взрослых, и всех имеющихся в семье детей.
Методика лечения церебрального паралича
Лечение детского церебрального паралича требует прежде всего от родителей большого терпения и выдержки. Безусловно, наличие такого больного ребенка в семье - большая психологическая травма для супругов. Однако при своевременной коррекции детского церебрального паралича можно добиться определенных результатов.
Систематически проводимое комплексное лечение, начатое с первых месяцев жизни, способствует более благоприятному течению.
Методика лечения церебрального паралича индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания.
Лечение детского церебрального паралича включает постоянную гимнастику и массаж, физиотерапию, игло- и рефлексотерапию, логопедические занятия. Используют препараты для снижения мышечного тонуса, препараты для улучшения питания головного мозга, витаминотерапию.
Лечебный массаж и лечебная физкультура занимают основное место в лечении церебрального паралича у детей: они нормализуют обменные процессы в нервно-мышечном аппарате, подвижность в крупных суставах, мышечный тонус и создают условия и возможность для формирования цепных рефлексов на фоне подавления врожденных.
С чего начать лечение церебрального паралича?
Возьмите лист бумаги и поместите список основных мероприятий:
- Организация общего режима дня.
- Полноценное питание.
- Лечебная гимнастика и массаж.
- Водотерапия и закаливание.
- Медикаментозное лечение.
- Специальные мероприятия.
Напротив каждого пункта напишите имя взрослого человека, ответственного за это направление работы. Согласуйте начальные мероприятия каждого направления с лечащим врачом.
Теперь вы знаете основные формы, причины детского церебрального паралича у детей, а также о том, как проводится лечение детского церебрального паралича у ребенка. Здоровья вашим детям!