Когда в семье появляется маленькое чудо, все сразу же задумываются о том, каким образом можно развить способности своего ребенка. Из этой статьи вы узнаете, как проводится обучение и развитие детей дошкольного возраста.
Развитие новорожденного ребенка
Современные детские психологи и особенно исследователи из Японии утверждают, что развитием ребенка необходимо заниматься в первые три года жизни, ведь именно в это время в мозгу ребенка закладываются основные нейронные связи практически с космической скоростью. В дальнейшем эти нейронные связи только совершенствуются, но не наращиваются, а значит, человеку придется иметь дело с уже устоявшейся структурой мозга, которая не меняется до конца жизни. Но возникает вполне рациональный вопрос о том, как проводить занятия с ребенком, который еще даже не понимает человеческой речи. Ответ на этот вопрос уже найден теми же японскими учеными и претворение его в жизнь не так уж и трудно.
Занятия с новорожденным ребенком
С самого начала рождения ребенка обоим родителям следует уяснить, что кроме обеспечения ему все нужд и основных потребностей, с ним нужно заниматься, причем порой не меньше, чем со школьником. Важно понять, что изначально потенциал детей одинаков, то есть гениями не рождаются, а становятся. Существуют примеры того, как признанные бездарными, дети становились талантливыми музыкальными исполнителями. Например, когда у великого скрипача Паганини спрашивали, как он может настолько гениально воспроизводить мелодию, он отвечал, что всего лишь занимается на скрипке 25 часов в сутки. Это небольшое высказывание заключает в себе всю философию гениальности. То есть, если заниматься с ребенком упорно и делать это сознательно, то еще неизвестно какой Моцарт, Эйнштейн или Толстой из него вырастет. Конечно, не стоит отрицать наличие особой предрасположенности ребенка к некоторым сферам деятельности. Но следует различать, что талант отражает лишь степень легкости усвоения каких-либо знаний.
Определение таланта у ребенка
Перед тем, как решить, как заниматься с ребенком, следует определить, в какой сфере у ребенка есть талант. Заметим, что развитие таланта будет вам даваться просто легче, чем остальных способностей. Японские ученые советуют заниматься ребенком еще в утробе матери, то есть давать ему слушать классическую музыку, записи уроков иностранных языков. Позже, когда ребенок родиться, следует чаще с ним разговаривать, играть с кубиками, лепкой, рисованием и заниматься мелкой моторикой. Так вы поможете ему развить свой потенциал максимальным образом.
Развитие детей дошкольного возраста
«Ваш малыш еще не умеет читать? А мой уже на курсы английского для детей ходит!». Услышав такие разговоры, вам может показаться, что воспитание ребенка – это что-то вроде дрессировки. А ведь доказано, что первые 7 лет жизни ребенка являются очень важными для его дальнейшего развития: в этот период закладывается механизм взаимодействия ребенка с окружающим миром, поэтому дошкольное воспитание является очень важным.
Только зачем нужна дрессировка? Ради чего? Некоторые родители начинают обучение своего ребенка чуть ли не с пеленок, поэтому, приходя в школу, такой ребенок теряет интерес к учебе. Да, бесспорно, заниматься развитием ребенка не только можно, а нужно. Другой вопрос – для чего родители тратят массу сил и времени для того, чтобы научить ребенка писать, читать и считать как можно раньше? Вариант ответа примерно такой: «Чтобы ребенок в будущем нашел свое место в жизни, занял высокую должность, стал известным человеком в своей профессии»… Но неужели для этого не требуется нестандартное мышление, более глубокий взгляд в будущее и умение в обычной ситуации находить нетривиальное решение, проявлять фантазию? Именно на это необходимо направлять основное дошкольное развитие детей, а не на стремление научиться читать и считать почти в 4 года. Ребенка не нужно дрессировать. Важно задать себе вопрос: ради чего мы даем ребенку те или иные знания: ради того, чтобы просто… научить, или для иных целей?
Особенности развития детей дошкольного возраста
На дошкольное развитие ребенка большое влияние оказывает внутрисемейная ситуация. Если родители пытаются научить ребенка чему-то, не принятому в семье, тому, что не вписывается в их образ жизни, то эффект от такого воспитания будет равен нулю. Ребенок впитывает все, что исходит от родителей.
В наше время многие рассуждают о патриотическом воспитании. Отношение родителей к своей стране отражается и на их детях. Нужно с детства вместе с детьми смотреть документальные и художественные фильмы о Великой Отечественной войне. Во время просмотра дети начнут задавать вопросы, на них необходимо ответить понятно и доступно.
Именно в семье закладываются дальнейшие взгляды ребенка на отношения между женщиной и мужчиной, на то, по каким правилам нужно строить семейную жизнь. Если к мнению ребенка в семье прислушиваются, то и ребенок научится уважать других людей.
Социальное развитие детей дошкольного возраста
«Делай так, а не иначе! не говори громко! не трогай – испачкаешься!», – сколько «не» ребенок выслушивает ежедневно. Каждое такое «не» – загоняет ребенка в рамки чувства своей несостоятельности, которое может стать серьезной проблемой во взрослой жизни. Как добиться того, чтобы сочетать дошкольное развитие и минимум отрицаний? Просто вместо того, чтобы сказать: «Ты плохо и неаккуратно нарисовал!», весело скажите: «Какие отличные лохматые зверьки получились у тебя!» Вместо: «Ты невыразительно прочел стихотворение!», – «Молодец! Ты прочел такой огромный стих!» Ребенку в последующей жизни предстоит выслушать еще немало критики, поэтому сделайте так, чтобы в детстве он сталкивался с ней как можно меньше.
Не отмахивайтесь от увлечений ребенка, ведь интересы подводят ребенка к открытию нового, к новым знаниям.
Дошкольное развитие ребенка зависит от того, как ребенок будет расти, и развиваться, раскроются ли его таланты, зависит от того, создали ли вы ему для этого в детстве благоприятные условия.
Ни один человек не рождается гением, и ни один - неудачником. Все зависит от развития мозга в первые 7 лет жизни ребенка.
Помните об этом, не упустите этот важный период в жизни вашего ребенка!
Обучение детей дошкольного возраста
Чему родители должны обучить ребенка дошкольного возраста?
Ребенок собирается в школу, перед родителями возникают проблемы:
- Как подготовить ребенка к школе?
- Как лучше начинать подготовку к школе?
- На что обращать внимание, чтобы первый поход в школу был безболезненным?
Многие родители понимают под готовностью к школе умение ребенка читать, считать и писать. Готовность к школе ребенка - это и физическая, и психологическая, и нравственная, и мыслительная готовность ребенка.
Как подготовить ребенка к школе?
Следует начинать с развития речи. Ребенок должен уметь отвечать на вопросы развернутым ответом, составлять предложения в несколько слов, выделять слова, составлять небольшой текст. К первому классу ребенок должен уметь определить количество слов в предложениях, пересказать сказку, рассказ, уметь вести диалог, составлять рассказ по картинкам. К началу обучения постараться добиться правильного произношения всех звуков. Хорошее влияние на развитие речи может оказать радио и телевидение, но стоит вести контроль, что и сколько смотрит ребенок.
Следует позаботиться о том, чтобы ребенок четко произносил все звуки - это является залогом безошибочного написания текста. Если же у ребенка есть явные дефекты речи, то отправляйтесь логопеду. Многие родители думают, что если ребенок пойдет в школу умеющим читать, то ему будет неинтересно и скучно на уроках. Тем самым, они "тормозят" познавательный процесс. Другие же родители занимаются усиленно, чтобы вооружить ребенка познаниями. Во избежание проблем, нужно научить читать ребенка до похода в школу, так как процесс обучения чтению весьма сложен. Специалисты пришли к общему мнению, что добиваются больших успехов дети, которые научились читать в возрасте до 6 лет. Чтение должно быть плавным, слоговым и без повторов.
Нельзя допускать чтения по буквам. Для ребенка переход в школу - очень трудный и ответственный процесс. От родителей требуется особо усиленное внимание и забота. В семье должна быть установлена добрая и непринужденная нравственная обстановка, уважительное отношение друг к другу. Родительское влияние в данный момент жизни самое сильное, самое действенное и авторитетное.
От родителей зависит многое, поэтому ребенка нужно постараться приучить к самостоятельности, аккуратности, организованности. Ребенок должен самостоятельно стелить за собой постель, просыпаться по будильнику, мыть за собой свою тарелку и чашку. Отдельное внимание нужно уделить составлению режима дня и скорректировать его к наиболее близкому периоду посещения школы.
Нужно приучить ребенка постепенно и настойчиво. Приучить быстро, справляться с каждодневными обязанностями, помогать по хозяйству. Словом, ребенок должен полностью самостоятельно справиться с посильными для его возраста вещами.
Обучение чтению и письму детей
Еще до поступления в школу вам необходимо задуматься над подготовкой малыша к учебе. Это потребует от вас выдержки, терпения, внимания и творческого подхода. Например, перед тем, как подготовить ребенка к письму или рисованию, нужно правильно построить ваши занятия с малышом. С помощью наших советов вы сможете сделать это без особого труда!
Методика обучения детей письму
Лучше всего, если занятия по развитию детей дошкольного возраста будут длиться примерно 15-20 минут. Известно, что маленькие дети очень легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой, не могу сосредоточиться. Усидчивость и терпение у них разовьется гораздо позже - в школьные годы. Ваша же задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к письму.
Начните с простых вещей и… играйте с ребенком в подвижные игры! Вы удивитесь, но это просто необходимо сделать перед тем, как подготовить руку ребенка к письму на бумаге. Бросайте друг другу мяч, прыгайте на скакалке. Дело в том, что мышцы развиваются по направлению от центральных к мелким и периферическим. Это означает, что мелкая моторика неотделима от общей двигательной активности и ловкости ребенка.
Научите ребенка дошкольного возраста рисовать. Постепенно можно предлагать малышу заштриховать изображение, а не просто закрасить его красками. На этом этапе уже можно начинать знакомить ребенка с различными видами линий, точками, зигзагами, фигурами.
Во время прогулки вы можете рисовать на песке или асфальте. Дома используйте мольберты. Чем больше площадь поверхности, на которой можно рисовать, тем лучше - так развивается общая моторика ребенка, и очень скоро можно будет переходить к письму.
Научите малыша вырезать ножницами фигурки из бумаги и наклеивать их в виде аппликации. Ребенку понравится создавать небольшие произведения искусства под вашим руководством.
Ежедневно массируйте пальчики и ладошки малыша. Это позволяет не только активизировать кровообращение, но и отправить сигнал в тот центр мозга, который отвечает за речь и умственное развитие.
Чаще занимайтесь лепкой. Сегодня в магазинах можно купить разнообразные наборы для творчества из глины или пластилина. Также можно давать ребенку в руки шарики из мягкого теста, чтобы он разминал их и пытался придать форму каждому кусочку.
После того, как вы заметите, что рука ребенка готова к письму, можно познакомить его с ручкой и карандашом. Старайтесь обучать малыша постепенно. Немного терпения, и вам удастся подготовить ребенка к школе!