Маленькие дети с трудом используют в своей жизни абстрактные понятия - им намного проще ориентироваться на звуковые или зрительные образы. Поэтому, родители должны знать основные особенности обучения детей дошкольного возраста, а также, как можно обучить ребенка времени правильно, то есть так, чтобы он смог самостоятельно его определять и понимать, для чего нам даны часы и минуты.
Как привить ребенку интерес к учебе?
Принято считать, что школа должна привить ребенку интерес к учебе, но в большинстве случаев мы видим абсолютно противоположное явление. Так дети, идущие в первый класс с горящими глазами, в конце октября упираются ногами, цепляются руками за косяк квартиры и кричат "не пойду!" А почему? Ответ предельно прост: "скучно и неинтересно". Как привить интерес ребенка к учебе? - этим вопросом озадачиваются многие родители в определенные периоды жизни. Сейчас современная система образования нацелена на результат, мотивация одна - дать детям больше знаний. А каким образом и насколько запомнятся эти знания, это уже вопросы второстепенного значения. Вот и получается у современных детей: "не хочу, не буду, не пойду".
Как заинтересовать ребенка учебой?
Прежде всего, детям дошкольного возраста нужна - мотивация. Порой родители любят поделиться с ребенком школьными историями из жизни, но сами того не замечая они могут невольно напугать ребенка. Например, "Вот когда я был маленький, я принес двойку и отец мне показал, что такое ремень" Ребенок на подсознательном уровне запишет эту ситуацию и будет учиться из страха, а не из-за любви к знаниям. А желание и возможность, как известно вещи разные. Поэтому, правильно мотивируйте ребенка. Покажите на личном примере, чего вы добились. Объясните, что только благодаря усердию, стараниям можно чего-нибудь добиться.
Порой ребенок не учится, не потому что он ленивый, а потому что он не понимает. В классе 23 ребенка, и учительница не может уследить за знаниями всех. Постепенно ребенок начинает отставать, потом появляется нежелание высовываться, потом еще что-нибудь. И в результате, преуспевающий ваш ребенок "докатился" до двоек. А все почему? Потому что вовремя не объяснили. Спрашивайте, интересуйтесь, как ребенку в школе? Как ему дается материал? И если что-то вызывает у него вопрос - разбирайте с ним, но не делайте за него всю работу. Иначе, рискуете потом до десятого класса сидеть за уроками, пока ваше чадо гуляет.
Еще одним фактором неуспеваемости ребенка в обучении может быть излишняя загруженность. Что делать бедному ребенку, если у него с утра школа, потом гимназия, затем танцы и все это на фоне плавания и хоккея. Неудивительно, что ребенок просто не успевает внимательно выполнять и изучать какие-то предметы - у него не хватает времени вдаваться в подробности. Рациональный подход к обучению так же один из ключей к успеху в обучении.
Особенности обучения детей дошкольного возраста
Обучение часам детей
Обучение детей дошкольного возраста лучше всего начать с просмотра мультфильмов или чтения рассказов, в которых фигурируют часы, и где от времени зависит судьба героев. Например, это всем известные произведения "Золушка" и "Сказка о потерянном времени". Таким образом, вы сможете максимально доступно объяснить ребенку суть времени и его роль в жизни каждого человека.
Перед тем, как обучить ребенка времени и его определению, сначала расскажите малышу о смене дня и ночи, времен года. Несколько дней подряд можно обращать внимание малыша на то, что за окном темнеет, или, напротив, встает солнце. Одновременно вы вполне можете приучать ребенка к режиму, объясняя, что время должно помогать нам успевать все: спать, есть, работать, отдыхать.
Важно указать ребенку на то, что существует три типа времени: настоящее, прошедшее и будущее. Приведите примеры из реальной жизни, которые помогут ребенку усвоить времена.
Купите красивые часы и красочный календарь с рисунками. Повесьте их на видном месте и постепенно начинайте знакомить ребенка с днями, месяцами, годами, секундами, минутами, часами.
Изготовьте самодельный циферблат из плотного картона и заранее вырежьте из него стрелки. Теперь установите на импровизированные часы только маленькую стрелку и расскажите ребенку, что она помогает отсчитывать часы. Далее присоедините к ней большую, а затем секундную стрелки.
Начинайте обучения детей дошкольного возраста с определения времени, выбрав легкие значения часов и минут: 6.00, 10.00, 12.00. Затем задание можно усложнять, устанавливая на циферблате время 14.30, 5.20 и т.д.
Попросите ребенка каждый вечер приходить к вам в комнату за 15 минут до сна, ориентируясь на часы, которые будут стоять в его комнате. Это позволит малышу выработать ощущение времени и одновременно научиться пользоваться часами.
Можно купить крохе маленькие наручные часики - пусть они постоянно находятся с ним, и малыш попробует отсчитывать по ним время. Конечно же, часы должны быть красивыми, чтобы ребенок с удовольствием их носил.
Терпение, внимательность и творческий подход помогут вам в обучении детей дошкольного возраста определять время. Все получится!
Уборка дома детьми
Рассмотрим весь процесс в целом, в качестве примера взяв еще одну распространенную обязанность ребенка: уборку в комнате. Как и для овладения языком, для обучения самостоятельной уборке необходимо время. Сначала родители выполняют функции лобных долей мозга ребенка. А что делают лобные доли?
Создают план, организационную схему и конкретный набор указаний.
Следят за процессом.
Обеспечивают поддержку-мотивацию и обратную связь об успехе того или иного действия.
Решают проблемы, когда что-то не получается.
Определяют, когда задание можно считать выполненным.
Таким образом, первый этап обучения детей дошкольного возраста уборке часто контролируется родителями. Вот фразы, которые можно использовать в этом случае:
- «Начнем».
- «Сложи свои машинки в эту коробку».
- «Отнеси грязную одежду в стирку».
- «Сложи книги на полку».
- «Под кроватью две игрушки».
- «Похоже, все игрушки сюда не поместятся, нам нужна еще одна коробка».
- «Когда закончишь, можешь поиграть с друзьями».
- «Я знаю, что ты терпеть не можешь этим заниматься, но ты уже почти закончил, и скоро все будет хорошо!»
- «Правда здорово, что вся работа на сегодня уже сделана?»
Пример хорошего результат в обучении
Вторник, примерно половина пятого. Восьмиклассник Колби только что пришел домой после тренировки. Он притащил тяжелый рюкзак в спальню и кинул на кровать. Он знает, что должен заглянуть в дневник, узнать, что ему надо сделать на завтра. Но тут его взгляд падает на компьютер, стоящий на столе в другом углу комнаты. Он говорит себе, что только проверит, кто из друзей в сети, заодно вспомнив, что не знает задание по математике. Может, оно есть на школьном сайте или кто-то из друзей знает его? Он включает компьютер, и на экране тут же появляются окошки чата. Приятель спрашивает, не хочет ли он пройти пару уровней компьютерной игры в команде с ребятами, с которыми он часто играет. Колби решает, что поиграет полчаса, а потом возьмется за уроки. В половине шестого в комнату заглядывает мама, чтобы узнать, как дела с домашней работой, и сказать, что ужин будет готов около половины седьмого. Колби говорит, что сделал почти все задания в школе, осталось только ответить на несколько вопросов по социологии. В полседьмого в комнату заглядывает отец, сказать, что ужин готов. Видя, что сын играет, он раздраженно интересуется, когда же тот приступит к урокам. Колби говорит отцу, что осталось ответить на несколько вопросов по социологии и он займется этим после ужина. Не желая спорить, отец не возражает, но он обеспокоен поведением сына. Ему кажется, что Колби всегда недооценивает количество заданий и время, необходимое для их выполнения, и переоценивает время, которое может потратить на другие дела. Папе совершенно ясно, что у Колби проблемы с памятью и управлением временем.
После ужина мальчик заканчивает работу над одним из вопросов по социологии и только приступает ко второму, как звонит его друг. Через полчаса подходит сердитый отец и настаивает, чтобы Колби положил трубку и заканчивал уроки. Через 10 минут Колби вешает трубку и возвращается к учебникам. Он болтает в чате и делает задание по социологии и в итоге заканчивает третий вопрос около 9 вечера. Довольный проделанной работой, он смотрит серию «Южного парка», а уже в постели читает журнал для сноубордистов. Уже засыпая, он вспоминает, что так и не узнал задание по математике. Он решает, что сделает все завтра: перед уроком математики будет обеденный перерыв. Родители, наблюдая, как их сын тратит время на что угодно, кроме учебы, беспокоятся о его оценках в полугодии.
Через несколько недель Колби получил много низких оценок по основным предметам. Он с родителями встретился со школьным психологом и классным руководителем. У Колби неплохие баллы по результатам государственного тестирования, но классный руководитель сказал, что постоянные проблемы с успеваемостью не дадут ему попасть в профильный класс. Колби также получил несколько низких оценок на опросах, потому что не прочел материал, но причина его низкой успеваемости - множество невыполненных или выполненных позже срока заданий. Колби обещает, что будет больше стараться, но учителя и родители относятся к этому скептически: раньше мальчик уже давал такие обещания. Колби признает это и соглашается рассмотреть другие варианты.
Все предыдущие попытки родителей проследить за его работой Колби считал (и небезосновательно) «занудством», которое приводило к спорам и пререканиям. Психолог предложил воспользоваться услугами репетитора. Колби согласился и выбрал одного из учителей, с которым, по его мнению, они смогут работать. Психолог разработал план. Колби обратился с просьбой к учителю, и тот согласился ему помочь. Они беседовали по 10 минут в конце каждого дня, чтобы спланировать, как Колби будет выполнять домашние задания, и минимум дважды в неделю по вечерам в первые четыре недели репетитор контролировал выполнение заданий по чату. Колби с репетитором также получали по электронной почте еженедельные отчеты преподавателей о поздно выполненных и пропущенных заданиях и о текущей успеваемости. К концу полугодия оценки Колби существенно улучшились. На очередной встрече с репетитором они решили, что целью на следующее полугодие будут только хорошие или отличные оценки.
Процесс получения хороших результатов в обучении
Шаг 1. Установление поведенческих целей
Целевой организационный навык: начало выполнения задания Конкретная поведенческая цель: Колби должен вовремя выполнять 90% домашних заданий без напоминания или вмешательства родителей
Шаг 2. Изменение окружения
Какие предметы-люди помогут достичь цели?
У Колби будет репетитор
Колби будет встречаться с ним трижды в неделю, а также при необходимости сможет обращаться к нему по телефону или электронной почте
Каждую неделю учителя будут присылать Колби и его репетитору отчет о поздно выполненных или пропущенных заданиях
Какие конкретные навыки получит ребенок, кто обучит его, каким образом?
Навык: начало выполнения домашних заданий без напоминаний родителей
Кто обучит навыку? Репетитор
Каким образом?
Колби может выбрать репетитора
Вместе они будут определять цели на следующее полугодие
С помощью репетитора Колби сможет преодолеть все препятствия на пути к цели
В самом начале Колби будет встречаться с репетитором ежедневно, и мальчик сам определит, сколько заданий ему дали, сколько времени они займут и когда он их выполнит
Колби с репетитором будут просматривать предыдущие работы за восьмой класс, а также еженедельные отзывы преподавателей
Колби с репетитором будут общаться по телефону или чату минимум трижды в неделю, чтобы следить за прогрессом
Какие поощрения будут применяться в качестве стимула для использования- отработки навыка?
Колби улучшит оценки и сможет попасть в профильный класс
Колби и родители смогут на 75% сократить число споров по поводу домашних заданий.
Найдите репетитора, который сможет работать с вашим ребенком недолго, но каждый день (10-минутные встречи и общение в чате) и поддерживать такой режим в течение нескольких месяцев. В средней школе эту роль могут выполнять учителя, консультанты, практиканты и руководство.
Введите систему поощрений и наказаний. Некоторые дети избегают встреч с репетитором или любым другим способом уклоняются от выполнения обязанностей. Иногда им просто не хватает знаний, а иногда дело в том, что никто не стоит у них над душой, когда приходит время браться за работу.
Убедитесь, что репетитор получает отзывы о результатах работы ребенка по плану. Если он не знает, улучшается успеваемость ученика или нет, он может не понять, что не придерживался системы в течение достаточно длительного времени, чтобы помочь ребенку усвоить навык.
Если вы уже пытались применить эту тактику, а результаты не улучшаются, можно сменить репетитора. Иногда и ученик, и учитель стараются изо всех сил, но просто не сходятся характерами.
Планирование и расстановки приоритетов
Как развить навык планирования и расстановки приоритетов?
Организационный навык планирования-расстановки приоритетов означает способность создать план достижения цели или выполнения задачи, а также определить самый важный элемент и сосредоточиться на нем. Взрослые используют его для небольших задач, например приготовления пищи, а также более долгих, например запуска проекта на работе или решения организационных вопросов насчет добавления пристройки к дому. Если вы не можете расставить приоритеты и придерживаться их или назначить время для завершения этапов в крупном проекте, возможно, вы «живете одним днем» или рассчитываете, что кто-то поможет вам достичь целей.
Когда дети еще маленькие, мы все планируем за них. Мы ставим задачи в виде серии шагов и подсказываем, как выполнить каждый из них - будь то уборка в своей комнате или сборы в поездку на каникулы или в летний лагерь. Некоторые родители показывают детям весь процесс на бумаге, создавая списки или контрольные перечни, которых должны придерживаться дети. На деле эти списки предназначены для нас, но, когда дети видят, как мы их составляем, чтобы организовать свою работу, они приобретают навыки, которые будут использовать для собственных нужд. Списки также помогают понять, что такое планирование, потому что дают детям возможность увидеть, как выглядит план.
Элементы навыка планирования-расстановки приоритетов
Дети подрастают, и важность планирования повышается. Оно особенно необходимо в период, когда в школе задают проекты или большие многоэтапные задания. Учителя обычно разбивают такие задания на подпункты и помогают ученикам создать собственный план, определив крайние сроки завершения каждого этапа. Учителя понимают, что навык планирования не врожденный и если пустить дело на самотек, многие до последней минуты не приступят к заданию. Поэтому ученики обязаны определять промежуточные сроки. Для этого им приходится разбивать крупные проекты на небольшие фрагменты и последовательно выполнять их - в этом как раз и заключается суть планирования.
От учеников средней школы ожидают, что они уже способны выполнять эту задачу, а к старшей школе они должны научиться сами искать работу на лето и подать в срок документы в вуз. Конечно, не все подростки одинаково хорошо овладевают этим навыком.
Второй элемент этого навыка - умение расставлять приоритеты, и здесь используется та же модель. Пока дети маленькие, мы (и их учителя) определяем приоритеты и учим детей решать главные задачи в первую очередь. Безусловно, большинство взрослых согласится, что сначала нужно выполнить домашнее задание, а потом уже можно смотреть телевизор. Но вопрос о том, сколько свободы дадут взрослые детям для расстановки приоритетов в отношении использования времени, часто больше зависит от личных ценностей взрослых, чем от желания привить детям навык. В нашем высококонкурентном мире многие дети все «свободное» время занимаются танцами, музыкой и изобразительными искусствами. А дело в том, что родители - а иногда и дети - уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие родители верят - иногда это ответная реакция на собственную перегруженность, - что «дети должны быть детьми». Поэтому они не учат своих чад планировать собственное время. Однако если пустить все на самотек, дети будут тратить время только на телевизор и видеоигры. Конечно, каждый родитель имеет право помогать детям достичь вершин. Но общая цель улучшения организационных навыков в том, чтобы дать им необходимое и они могли стать независимыми. А для этого нужно принимать активное участие в их жизни, с раннего детства объяснять, что такое приоритеты, и постепенно, по мере взросления, научить самостоятельно расставлять их.
Тест : Насколько развиты навыки планирования у вашего ребенка
С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.
Шкала
0 - Никогда или редко
1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)
2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)
3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)
Подготовительная группа - детский сад
Может закончить задачу или действие до того, как перейдет к следующему
Способен выполнять небольшой список задач или план, разработанный кем-то другим
Может выполнить простое художественное задание, состоящее более чем из одного шага
Младшие классы начальной школы (1-3-й)
Может выполнить двух- или трехэтапный проект (например, поделки, создание моделей) по собственному дизайну
Понимает, как накопить деньги на покупку дорогой игрушки
Может выполнять двух- или трехэтапное домашнее задание с поддержкой родителей (например, анализ книги)
Начальные - младшие классы средней школы (4-5-й)
Может запланировать развлечения с друзьями (например, поход в кино)
Понимает, как накопить деньги на дорогую покупку (например, приставку для видеоигр)
Может выполнять долгосрочные школьные проекты, если основные этапы в них выделены кем-то другим (учителем или родителем)
Средняя школа (6-8-й классы)
Может заниматься поиском материалов в интернете как для школьных заданий, так и для себя
Может составить план внешкольных мероприятий или летних развлечений
Может выполнить долгосрочный школьный проект с помощью взрослых
Продвижение навыка планирования и расстановки приоритетов в повседневной жизни
Составляйте планы для детей, даже когда они маленькие. Скажите: «Давай составим план» - а затем распишите несколько этапов. Лучше составить контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.
Активнее привлекайте ребенка к планированию. Так вы сможете показать ему модель процесса. Спросите: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?» и т. д. Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок.
Поначалу планируйте то, что ребенку хочется сделать. Дети с большим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Но в обоих случаях применяются одинаковые принципы.
Помогайте ребенку определять приоритеты, спрашивая, что, по его мнению, нужно сделать в первую очередь. Задавайте вопросы вроде: «Что самое важное на сегодня?» Вы покажете важность этого вопроса, если не позволите ребенку заниматься тем, чем он хочет, пока он не выполнит приоритетное задание (например: «Ты сможешь посмотреть телевизор, когда выучишь уроки» или «Ты сможешь поиграть, когда помоешь посуду»).