Часто у маленьких детей бывают проблемы с неправильным произношением. Родители иногда пытаются исправить ошибки детей в разговоре самостоятельно путем изучения с ребенком стишков, скороговорок и выполнения упражнений нате звуки, которые даются ему с трудом. Как правило, в очень маленьком проценте случаев такое вмешательство бывает успешным. Исправление произношения следует производить поэтапно и доверять этот процесс лучше профессиональному логопеду.
Этапы обучения ребенка звукам:
Как правило, требования к тому, как научить ребенка звукам, сводятся к разделению обучающего процесса на несколько этапов. В частности, различают этап подготовительный, постановочный, этап автоматизации и дифференциации. Среди данных этапов особое внимание следует уделить подготовительному и постановочному этапу, от качества, проведения которых зависит степень усвоения звука малышом. В подготовительный этап входят разнообразные упражнения, которые подготавливают ребенка к правильному восприятию звука и его воспроизведению. Целью данного этапа становится формирование у ребенка правильного образа звука и его положение в артикуляционном аппарате. У ребенка на этом этапе необходимо проследить движение органов артикуляции при воспроизведении звука для выявления слабых мест и ошибок. После этого, необходимо сформировать правильное положение и движения артикуляционного аппарата, который поможет воспроизвести с помощью дыхания соответствующий звук. В результате у ребенка разовьется фонематический слух звука.
После подготовительного этапа следует перейти к постановочному этапу, который отвечает за то, как научить ребенка звукам изолированного звучания, то есть без смешивания его с другими. Введение поставленного звука в слоги и словоформы производится на этапе автоматизации звуков, на котором также закрепляется произношение и звук внедряется в самостоятельную речь ребенка. На этом же этапе отрабатывается четкое и длительное произнесение звука. Последний этап дифференциации звуков заключает в себе последовательную работу по смешению звуков и различению их по акустическим и моторным признакам. В частности, ребенка учат отличать похожие звуки в слогах и словах и сравнивать их с фактическим написанием. Также на этом этапе ребенок усваивает сочетаемость звуков и их видоизменения в стихотворениях, где зачастую само слово с проблемным звуком предстает в несколько измененной форме.