Особенности речевого развития ребенка в возрасте от трех до пяти лет позволяют определить и причины нарушения речи у детей. Лечение нарушений речи у детей лечится препаратами и терапией, но должно проводится под контролем врача.
Причины нарушения речи у детей
Физические причины нарушения речи у детей
Очевидно, что причины нарушения речи у детей могут быть связаны с физическим здоровьем ребенка (плохо слышит, не может дышать через нос, часто воспалено горло), но могут быть связаны и с поведением взрослого, который не обеспечивает ребенку правильного речевого режима, недостаточно общается с ним или в процессе общения не побуждает его к высказываниям, не учитывает возрастных особенностей, поэтому либо неправомерно упрощает, либо усложняет свою речь.
Психологические причины нарушения речи у детей
Отсутствие впечатлений, контактов со сверстниками также может выступать причиной замедленного речевого развития ребенка и нарушения речи. Заметим, что эти контакты не могут ограничиваться одним-двумя детьми: в такой маленькой группе дети быстро начинают понимать друг друга даже при наличии в речи определенных отклонений и неправильностей, поэтому круг сверстников должен быть достаточно большим. Хорошо, если в общение включены и младшие дети: в этой ситуации дети особенно внимательны к собственному высказыванию.
Нарушение речи у детей - лечение
Для того чтобы избавиться от картавости или других нарушений речи у детей, нужно выделить из своего времени время на то, чтобы выполнять специальные упражнения для лечения разного рода нарушений речи у детей. Ниже мы расскажем вам об этих упражнениях для лечения.
В течение пары минут медленно проговаривайте три звука для лечения нарушений речи: ТЭ-ЛЭ-ДЭ. Важно проговаривать данные звуки без остановок. После, для дальнейшего лечения нарушений речи у ребенка, ускоряйте темп и произносите все те же звуки, но быстрее и приблизительно пять-шесть минут. Следует обратить внимание на то, что при произношении звука ЛЭ кончик вашего языка должен быть на бугорках, которые находятся над верхними зубами. После этого у вас должен понемногу начать получаться звук Р.
Теперь, если у вашего ребенка нарушение речи по разным причинам, вам нужно начать проговаривать звуки ДЭ-ТЭ-ДЭ. При этом вы должны произносить первый звук ДЭ, так как вы привыкли говорить, а второй звук ДЭ так, чтобы кончик языка был на бугорках, которые расположены над верхними зубами. Таким образом, этот звук произносят англичане. Произносите эти звуки медленно но, не делая остановок в течение семи минут для лечения нарушений речи у детей.
После этого вам нужно ускорить темп до тех пор, пока вы не будете чувствовать четкий звук «Р».
После того, как вы добились успеха в вопросе лечения нарушений речи у детей по причине картавости. Нужно начать произносить для лечения нарушения речи у детей по десять раз слова ДРОБЬ, ДРОССЕЛЬ, ДРОТИК, ДРОТ, ДРОФА, ДРОВА, ДРОЖЬ, ТРОЛЬ, ТОЛЛЕЙБУС, ТРОСС, ТРОМБ, ВЕДРО, БЕДРО, МУДРО, МЕТРО, ХИТРО.
Как только вы проговорите все эти слова нужно начать проговаривать следующие слова для лечения нарушения речи и его причин. СТРОЙКА, СТРИЖКА, СТРУЖКА, ТРАМВАЙ, РАДУГА, ТРЕШКА, СТРАХ, РАДОСТЬ, ПРАВИЛЬНО, ВЫГОВАРИВАТЬ, РАЗРЯЖЕННЫЙ, РАЗБОЙНИК, ТАРХУН, ПРИВЕТ, БОРОЗДА, СМРАД, ВРАЖДА, СОРТ, БОРТ.
Повторять данные упражнения для постановки звука и лечения нарушений речи нужно систематически по три раза в день. Желательно делать это утром, в обед и вечером, и тогда вы добьетесь успеха в лечении нарушения речи у детей.
Профилактика нарушений речи у детей
Хотя всем известна истина, что «легче предупредить, чем устранить», нарушения речи у ребенка встречаются довольно часто. Отметим, что для решения вопроса о ходе лечения нарушения речи у ребенка необходима консультация специалиста. Без помощи специалиста не могут быть устранены, в частности, тяжелые формы речевых нарушений.
В условиях семьи для предупреждения нарушений речи у детей можно использовать, кроме ранее указанных, такие приемы, как составление писем, отгадывание и составление детьми собственных загадок, то есть приемы, которые обеспечивают контроль за собственной речью со стороны самого ребенка, причем этот контроль является необходимостью, определяется сутью ситуации, а не навязан взрослым. Следить за собственной речью ребенок вынужден, если рассказывает о содержании собственного рисунка: нужно точно обозначить словом изображенное, чтобы взрослый правильно понял, что именно нарисовал ребенок.
Возможные нарушения речи у детей - причины
Внимание к языку, языковым единицам формируется в речевых играх, особенно при нарушениях речи у детей: цепочка слов («дуб – пчела – акваланг...» – обратите внимание, при составлении цепочки слов дети ориентируются на последний звук (не букву!) в слове, они составляют звуковую, но не буквенную цепочку), звенящие слова (слова со звуком «з»), «скажи наоборот» («день – ночь», «черное – белое»). Но прежде всего нужно помнить, что речевое развитие или нарушение речи у ребенка – это в первую очередь общение, и задача взрослого – правильно организовать этот коммуникативный процесс.
В трехлетнем возрасте малыши часто заменяют «ш», «ж», «ч», «щ» на звуки «с», «з», причем недостаточно четкие («сапка» – шапка, «зивот» – живот»). Звуки «с», «з», «ц» заменяются на «т» или «д», а «ц» – часто на «с» («тайчик» – зайчик, «сирк» – цирк). Звуки «р» и «л» заменяются на «й» или «ль» («йыба» – рыба, «люка» – рука). Звук «л» заменяется двугубным «л» или «в» («вось» – лось, «вопатка» – лопатка).
Наряду с возрастными нарушениями речи у детей встречаются и следующие речевые недостатки: нарушение произношения по причине тугоухости, гнусавость по причине расщелины неба, картавость по причине короткой уздечки языка, заикание, алалия (недоразвитие речи или ее отсутствие с младенческих лет), афазия (потеря уже имеющейся речи). В основе нарушения речи, алалии лежит недоразвитие, заторможенность речевых систем коры больших полушарий головного мозга. Это вызывается разнообразными причинами нарушений речи у детей: дородовыми и родовыми травмами, а также болезнями, ушибами, опухолями головного мозга. Афазия возникает не ранее двух с половиной – трех лет, в период уже сложившейся речи, вследствие органического поражения определенных участков коры больших полушарий мозга.
Ребенок с недоразвитием речи значительно хуже справляется с программным материалом в детском саду. Перейдя в школу, такой ребенок часто с трудом овладевает грамотой (плохо читает, пишет «сапка» вместо «шапка», «колубь» вместо «голубь» и т. п.). Педагоги и сверстники не всегда понимают его, переспрашивают, иногда недооценивают его знания. Из-за взаимного непонимания дети часто ссорятся, именно поэтому нарушения речи у ребенка необходимо лечить.
Зачем нужно лечение нарушений речи у детей?
Следует иметь в виду, что проблемы с нарушением речи у детей могут привести к нарушению общения. Так, можно заметить, что малыш предпочитает играть в одиночестве, не любит посещать детский сад. И все потому, что он начинает стесняться своего дефекта. Дети с общим нарушением речи отличаются от своих ровесников не только уровнем речевого развития. Для таких детей с нарушением речи характерны и неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость и несобранность. Также часто наблюдается отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности. Не надо надеяться, что отклонения в развитии речи пройдут сами по себе, «с возрастом». В таких случаях требуется специально организованная работа по коррекции речевых аномалий. Обучение может дать положительный эффект, только если оно проводится планомерно и систематически.
Завершая разговор, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что речевое развитие влияет на социальное становление ребенка и нарушения речи нуждаются в лечении. Уровень владения речью, уровень сформированности коммуникативных умений – умения участвовать в разговоре, правильно вести себя во время разговора – во многом определяет, как ребенок выстраивает отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми. Хорошо говорящий ребенок, ребенок, владеющий правилами речевого поведения, всегда лучше принимается окружающими; дети после четырех лет предпочтение в играх также отдают хорошо говорящим детям.
Нередко успехи или отсутствие таковых в речевом развитии при нарушениях речи у детей взрослые объясняют наличием или отсутствием у ребенка языковых способностей: хорошо развивается речь и формируются коммуникативные умения – есть языковые способности, нет успехов – нет языковых способностей. Однако Л. С. Выготский определяет языковые способности как отражение языка в сознании говорящего, следовательно, их наличие определяется процессом речевого развития, но не наоборот.
Благодаря языку ребенок приобщается к социальному опыту, а по причине нарушений речи адаптация может проходить сложнее, и ребенок нуждается в лечении. Овладевая значением слова, вступает в процесс общения, «примеривает» определенную социальную роль, что особенно последовательно проявляется в детской игре. Таким образом, речевое развитие ребенка во многом определяет его социальное развитие, поэтому взрослые должны уделять особое внимание этой стороне развития ребенка, не надеясь, что все проблемы будут решены по мере его взросления.
Как проходит развитие детей с нарушением речи?
Многие люди задают себе вопрос: почему один ребенок в год уже бойко лепечет, а другой и в 2 года способен выговорить лишь несколько слов, которые сложно понять? Развитие речи может быть замедленным, и тогда родители начинают искать причину: в наследственности, особенностях характера, стеснительности. В действительности же задержка развития речи берет начало еще в периоде беременности, вот почему будущая мать должна очень трепетно относиться к своему здоровью и здоровью будущего ребенка.
Признаки нарушений речи
Общее недоразвитие речи – это различные расстройства речи, из-за которых у детей нарушается формирование компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Недостаточное развитие детей с нарушением речи происходит по следующим причинам:
- Ребенок поздно (по сравнению с другими детьми) начал говорить;
- Импрессивная речь опережает экспрессивную (дети понимают, что им говорят, но сами не могут выражать мысли);
- В речи ребенка много грамматических и фонетических ошибок;
- Сложно понять, что говорит ребенок.
Существуют следующие варианты нарушений речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, сенсорная алалия.
Все перечисленные нарушения относятся к детям, у которых речь неправильно развивалась с раннего возраста. Существуют и другие виды нарушений речи, которые могут проявиться позднее: к примеру, заикание. Если у вашего ребенка есть эти признаки, помните о том, что вполне возможно добиться нормального развития детей с речевыми нарушениями.
Все речевые нарушения в зависимости от степени тяжести можно разделить на 2 группы: те, которые не являются преградой для обучения в обычной школе, и те, которые требуют обучения в специализированной школе. Развитие детей с нарушением речи сводится, кроме коррекции речи, к специальным упражнениями и развитию других навыков.
Как проходит развитие детей с нарушением речи?
Если такой ребенок ходит в детский сад, ему необходима помощь логопеда. С такими детьми нужно заниматься не только коррекцией речи, но и развитием моторики, памяти, внимания, памяти, мышления и др.
Помощь логопеда необходима и школьникам. Занятия с такими детьми происходят параллельно с уроками, внимание и квалификация логопеда помогут преодолеть отставание от программы и скорректируют нарушения. Успех занятий с логопедом зависит от того, помогают ли ребенку в семье.
Если нарушение речи проявляется в более тяжелой форме, ребенку необходимо специальное обучение. Главным признаком тяжелого речевого нарушения является ограниченность в речи при норме умственного развития и слуха. Такие дети не могут ходить в обычную школу, они вынуждены посещать специализированные детские сады и школы, а зачастую они учатся дома.
Упражнения направленные на развитие детей с нарушением речи
«Снежный лес». Ребенку нужно подуть на кучу из кусочков бумаги, пушинок и ваты: комната превратится в заснеженный лес. При этом не нужно надувать щеки, губы следует округлить и вытянуть вперед.
«Футбол». Нужно взять 2 шарика от пин-понга и «забивать гол» в ворота, дуя на шары.
Эти упражнения полезны для дошкольников с нарушениями речи: так как дыхательная система – это своеобразная энергетическая база для речевой системы. Правильное дыхание влияет на артикуляцию, развитие голоса, звукопроизношение.
Развитие детей с нарушением речи должно быть систематическим, начинать его нужно как можно раньше: старые дефекты исправить намного труднее.