Нарушения связанные со зрением выражаются как в полной (слепота), так и в неполной (слабовидение) потере видения, причем количество слабовидящих значительно больше, чем слепых. Основными причинами являются поражения зрительного нерва или соответствующих структур головного мозга. Из этой статьи вы узнаете, какими могут быть причины болезней, а также о том, какая существует профилактика заболеваний.
Особенности детей с нарушением зрения
Нарушение осложнено плохо сформированными понятиями об основных движениях, это снижает двигательную активность детей, сдерживает развитие естественных потребностей.
Ориентирование в пространстве детей с нарушением зрения
Умение хорошо ориентироваться в пространстве играет важную роль. Развитие малышей предусматривает ориентацию в пространстве с помощью формирования специальных заданий и упражнений. Важная роль отводится строевым упражнениям, перестроениям и построениям. Строевые упражнения помогают научиться ориентироваться в пространстве, формируют правильную осанку, воспитывают организованность. Необходимо добиваться, чтобы команды и замечания поступали из разных углов зала, площадки, а упражнения нужно выполнять в специальных условиях, формируя у ребенка необходимые умения и навыки.
Координация движений ребенка с нарушением зрения
Многие специалисты указывают, что проблемы со зрением часто приводит к существенному ухудшению скорости, точности, ритма и координации движений. Это проявляется тогда, когда дети выполняют плохо знакомые упражнения или выполняют их в непривычных условиях. Опыт работы доказывает, то выполняя специальные упражнения и задания можно развить у детей ритм, координацию и точность движений.
Развитие детей с нарушением зрения
Главные задачи воспитания:
- улучшение состояния здоровья;
- физическое развитие;
- формирование интереса к разным двигательным действиям;
- воспитание личностных качеств;
- обеспечение подготовки к школе.
Развитие такого ребенка помимо общих задач физического воспитания предусматривает выполнение специальных задач с учетом их познавательной деятельности и предыдущего опыта движений:
- увеличение активности с помощью создания условий, позволяющих преодолеть скованность движений;
- формирование двигательных умений на основе деятельности сохранных анализаторов;
- корректировка недостатков в физическом развитии;
- воспитание позитивной мотивации и двигательной деятельности, преодоление неуверенности.
Работа по воспитанию детей с нарушениями зрения предусматривает:
Развитие навыков ориентации в пространстве:
- ориентировка на себя (знание частей тела);
- ориентировка в спортзале (знакомство с залом, требованиями безопасного передвижения);
- определение направления (перемещения, повороты);
- ориентирование с помощью слухового и тактильного анализаторов.
Корректировка вторичных дефектов:
- исправление плоскостопия, осанки;
- корректировка скованности движений;
- формирование позитивного интереса к двигательной деятельности.
Развитие зрительных функций:
- прослеживающие функции глаза;
- глазомера;
- гимнастика для глаз с целью снятия утомления.
Организация двигательной активности должна учитывать рекомендации офтальмолога о зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативные последствия для зрения с помощью неправильно подобранных упражнений.
Что нужно о причинах нарушения зрения?
- Основные причины могут быть наследственными.
- Способность видеть может быть нарушено в результате инфекции дородового периода.
- Ухудшение видимости может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения.
Главное, вовремя провести медицинское обследование.
По итогам обследования малышу, у которого диагностированы проблемы со зрением, может быть назначено медикаментозное лечение, направленное главным образом на улучшение питания сетчатки глаза. При недоразвитии зрительных центров головного мозга или сбоя проводимости зрительных нервов в ряде случаев, для предотвращения развития тяжелых дефектов зрения, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.
Профилактика нарушений зрения у детей
Для всех детей с отклонениями в развитии, начиная с самого раннего возраста большое значение, имеет гигиена. Известно, что любое общее заболевание, и в первую очередь инфекции (корь, скарлатина и др.), ослабляет организм и глаза. Ослабление видения в периоды общего ухудшения здоровья требует при работе с малышом особого подхода к нему. В частности, рекомендуется избегать во время обострения заболеваний большой зрительной нагрузки: следует уменьшить мощность осветительных приборов, предложить более крупные игрушки, повесить шторы от прямого солнечного света, заменить разглядывание картинок рассказыванием сказок.
Гигиена для профилактики зрения
Если вы не хотите чтобы нарушилось зрение сына и дочки, соблюдайте общие гигиенические правила и профилактику:
- Следите, чтобы игрушки и картинки не располагались на близком расстоянии от глаз, а рабочая поверхность их была хорошо освещена и располагалась перпендикулярно направлению взгляда.
- Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на глаза и предотвратить проблем со зрением, прикройте яркие источники света абажурами.
- Проблемы со зрением могут возникнуть из-за питания. Чтобы уберечь малыша от заболеваний глаз включите в его рацион продукты, богатые витамином А (морковь, сливочное масло, яичные желтки, печень).
- Оберегайте глаза от травм и инфекций, следите, чтобы малыш не ударялся головой о твердые предметы.
В качестве профилактики у ребенка со стойкими нарушениями зрения с самого раннего возраста необходимо активизировать деятельность всех остальных органов: чувств, слуха, осязания, а также постоянно включать в работу остаточное зрение. С первых месяцев жизни малыша важно постоянно поддерживать с ним эмоциональный контакт, обогащать его опыт прикосновениями и ощущениями движения. Для профилактики надо часто менять положение его тела, поглаживать, проводить гимнастику, привлекая внимание малыша к возникающим при этом ощущениям. Ребенка, у которого диагностировано отсутствие способности видеть, следует, как можно раньше учить ощупывать различные предметы. Взрослые при этом обязательно должны называть эти предметы, чтобы образы предметов запечатлелись в его памяти.
Чем вызвано нарушение детского зрения?
Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому когда у маленьких мальчиков и девочек закладываются основы психики (социальной, общественной), сбой зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.
Обычно проблемы со зрением обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если их сын или дочка испытывают следующие нарушения зрения:
- не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;
- подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;
- не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;
- длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;
- повредил глаз острым предметом;
- сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.
Как предотвратить проблемы со зрением?
Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.
Причины быть сокрыты в ослаблении здоровья. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов - эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.
А пока способность видеть не восстановилась, вы должны предпринять следующее для устранения нарушения:
- Обеспечьте нормальное освещение "игрового поля".
- Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.
- Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).
- В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)
- По рекомендации окулиста используйте различные элементы глазной гимнастики.
Все эти мероприятия при временных ухудшениях не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию малыша.
Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием глаз со стороны окулиста. Специалист, оценив опасность предложит программу лечения.
Воспитание детей с нарушениями зрения
В воспитательной работе старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации. При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Как известно, основными компенсаторами недостатков зрения, являются слух, осязание и мышечное чувство.
- Прежде всего, учите своего ребенка слушать. Предоставьте в его распоряжение «звучащие» игрушки и предметы. Во время занятий обязательно знакомьте малыша с их названиями. Чаще, чем с обычными малышами, вступайте с ним в речевое общение по поводу звуков ("громче - значит ближе") и их источников ("слышишь, это едет машина"). Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что происходит вокруг ("прилетела синичка"), комментируйте его и свои действия ("мама моет тарелку"), вместе слушайте и обсуждайте музыку ("как громко играет труба!") При манипулировании слабовидящего ребенка предметами и игрушками давайте им "осязательную" характеристику. Так же как и при развитии слуха, соотносите объект с его словесным обозначением ("это мишка, он мягкий"). Обогащайте осязательный опыт малыша, у которого выявлены нарушения, предоставляя в его исследовательское распоряжение разнообразные по качеству поверхности.
- Формирование обслуживающих навыков у слабовидящего мальчика или девочки сопровождается развитием его мышечного чувства. Поэтому обучение поднесению ложки ко рту уже само по себе является хорошей тренировкой. Но при этом не следует пренебрегать возможностями специальных занятий по развитию у слабовидящих детей ощущения собственного тела. Такие занятия проводятся в игровой форме ("два притопа, три прихлопа"). Они обязательно сопровождаются речью взрослого, его речевыми инструкциями ("подними руку еще выше"). Каждое упражнение должно иметь звуковое ("Молодец!") или осязательное (ласковое прикосновение) поощрение.
- У малыша, у которого диагностировано нарушение зрения, формируйте представление о строении тела. Дотрагиваясь до частей тела ребенка, называйте их ("это ножка"). Возьмите малыша за руку и покажите, где эти части тела находятся у вас ("это мамина голова"). Чтобы научить его есть ложкой, возьмите его руку в свою и управляйте его движениями. Делайте это до тех пор, пока он не освоит нужные действия.
Причины потери зрения
Как правило, резкая полная потеря способности видеть в раннем возрасте происходит в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.
Если у малыша происходит постепенное необратимое ухудшение зрения, которое определяется только специалистами, то остаточное видение необходимо использовать, прежде всего, для ускорения развития речи и мышления, для создания в памяти опорной системы зрительных образов и их словесных обозначений. Важно своевременно познакомить малыша с цветовой гаммой и ее особенностями (светло-зеленый, ярко-красный). Зрительные образы необходимо обязательно сочетать с осязательными и звуковыми впечатлениями («это кошка, она пушистая и мяукает»).