На пятом году жизни ребенок уже овладевает некоторыми правилами речи. Из этой статьи вы узнаете, как объяснить ребенку правила речевого поведения.
Правила речевого поведения
Простейшие правила речевого поведения ребенка – использование слов благодарности, правильное выражение просьбы, приветствие при встрече и выражение внимания при прощании – освоены ребенком уже ранее. В этом возрасте необходимо ребенку помочь осознать различия в употреблении этикетных формул, связанных с одной и той же ситуацией: «приветик», «привет», «здравствуйте», «до свидания», «пока», обратить внимание, в общении с кем уместна та или иная этикетная формула.
Зачем нужны правила речевого поведения ребенка?
К пяти годам ребенок усваивает, что взрослого необходимо приветствовать первым, что нельзя перебивать собеседника, нельзя убегать, если с тобой начали разговаривать, во время разговора нужно смотреть на собеседника, не следует разговаривать преувеличенно громко, чтобы окружающие обращали внимание. Очень важно, чтобы формирование правильного речевого поведения, овладение нормами коммуникации со стороны взрослого не сводилось к перечислению запретов и нотациям, к постоянным одергиваниям и наказаниям: «Ты вчера плохо вел себя в трамвае, громко разговаривал – больше со мной к бабушке не поедешь». Политика наказаний приводит лишь к тому, что в присутствии взрослого дети соблюдают правила поведения, тогда как в других условиях про эти правила забывают.
Взрослый должен помочь ребенку понять правила речевого поведения, что правильное поведение – это условие комфортного существования в социуме, в семье, в группе детей (если ты хорошо себя ведешь, к тебе все хорошо относятся), это средство разрешения собственных проблем (попроси правильно – я исполню). Иначе говоря, взрослый помогает ребенку осознать, что правильно вести себя необходимо самому ребенку.
Ответы на вопросы о речевом поведении ребенка?
Почему ребенок показывает язык?
Ребенок (четыре года шесть месяцев) в ответ на приветствие чужой тети молча показывает язык.
Бабушка ребенка: «Он всегда так себя ведет с чужими. Вот когда он немного пообщается, будет вести себя иначе».
Очевидно, ребенок не владеет автоматически простейшими правилами речевого поведения – отвечать при встрече на приветствие, даже если этот человек самому ребенку не знаком. Однако не следовало это неумение обозначать как постоянно присущее ребенку. В этой ситуации бабушке было бы уместнее сказать: «Дима, ты не поздоровался с тетей, потому что не догадался, что это моя знакомая и она поздоровалась именно с нами. Теперь Дима Вас знает и в следующий раз, конечно, поздоровается. Правда, Дима?» А вот то, что бабушка при постороннем не прокомментировала мимику ребенка, высунутый язык, было верно: дискомфорт, испытываемый при встрече с незнакомым человеком, от нравоучений бабушки только бы усилился.
Как мотивировать правильное речевое поведение у ребенка? При формировании мотивации правильного речевого поведения целесообразно избежать назойливого преподнесения правил ребенку, лучше воздействовать опосредованно. Такое опосредованное воздействие может быть осуществлено с помощью произведений художественной литературы, где нередко приводятся различные типы речевого поведения и различные результаты этого поведения. Например, в сказке Ф. Одоевского «Мороз Иванович» рукодельница вежливая, трудолюбивая – ее Мороз Иванович наградил, Ленивица грубая, ленивая, ее награда – сосульки. Думается, что для решения этой задачи лучше остановиться на известных классических произведениях, на русских народных сказках, обратиться к пословицам, поговоркам. Столь любимые детьми диснеевские мультфильмы вряд ли помогут решению этой задачи.