Формирование артикуляционного аппарата постепенно должно включать и языковой материал: произнесение на выдохе звуков, сначала очень простых по набору артикуляционных движений, потом более сложных (песенка паровозика, ветра, как мишка ревет, как комарик поет, как жук жужжит, как коровка мычит).
Из этой статьи вы узнаете, как происходит формирование речевого дыхания у детей, как происходит формирование речевого слуха.
Формирование речевого дыхания у детей
На четвертом году жизни ребенок может произнести на выдохе фразу длиной до 4 слов, на пятом – до 6 слов. Об этом необходимо помнить взрослым, когда они разучивают вместе с ребенком стихи наизусть.- нельзя перегружать речевой аппарат ребенка). Одновременно следует обратить внимание малыша на регулирование силы голоса, используя игру «Большие и маленькие»: как маленький паровозик гудит, как большой паровозик гудит, как большой трамвай звенит, как звенит маленький трамвайчик и т. д. Для регулирования силы голоса можно использовать и сюжетные игры на тему семьи, охотно разыгрываемые детьми: укачать куклу (тихо), кукла плачет (громко), самолет гудит в небе (громко), самолет далеко летит (тихо), ракета гудит (громко), машина выезжает из гаража, гудит (негромко), машина преодолевает препятствие, гудит (громко).
Как происходит формирование речевого дыхания у ребенка?
На четвертом году жизни игры малыша включают следующие сюжеты:
- укачивание куклы;
- кормление куклы, купание куклы, раздевание-одевание куклы, обустройство дома для куклы;
- катание машинок;
- строительство различных сооружений из песка, деталей конструктора, подсобных материалов, строительство гаража с установкой в этом гараже машинок;
- полет самолета, ракеты.
При этом игры детей сопровождаются озвучиванием основных моментов сюжета: движения машины, проговаривание некоторых моментов во время купания куклы. В играх находит отражение и поло-ролевая дифференциация.
На пятом году жизни формирование речевого дыхания у ребенка осуществляется с помощью игры, которая приобретает статус сюжетно-ролевой и предполагает сюжеты, связанные не только с семьей, но и с ближайшим для ребенка социальным миром:
- дом (разыгрывание сценария жизни семьи, самых разных моментов из этой жизни);
- больница;
- магазин (магазин посуды, магазин мебели, магазин одежды);
- парикмахерская;
- школа;
- автостанция;
- поездка на автобусе, на самолете, на пароходе;
- строительство дома.
Эти игры предполагают наличие как минимум двух участников, одним из которых может стать и взрослый. В процессе игр речевое поведение каждого из участников должно соответствовать принятой социальной роли. Таким образом, всякий раз задается определенная ситуация общения: доктор разговаривает с умеренной силой голоса, вежливо; капитан корабля вежливо, с умеренной силой голоса разговаривает с пассажирами, громко отдает команды. Включение ребенка в подобные игры развивает у него навыки контроля собственной речи, способствует формированию навыка соотнесения речи с ситуацией общения. На пятом году ребенок должен проговаривать уже все игровые действия.
Шумный возраст
Родителям и другим взрослым, которые находятся с ребенком в возрасте от трех до пяти, нужно понимать, что это самый шумный возраст; если малыш идеально тих, молча играет, это должно встревожить взрослого. Разговор «на высоких нотах» во время игры, в общении со взрослым происходит потому, что ребенок не умеет регулировать силу голоса (в разговоре с незнакомыми людьми, в непривычной ситуации ребенок, напротив, может разговаривать неоправданно тихо).
Уместны замечания-просьбы: «Скажи потише», «Не разговаривай так громко», «Скажи громче», которые тем не менее не должны перерастать в постоянное одергивание; нельзя подобными замечаниями разрушать ход игры, останавливать ее, прерывать ребенка в момент эмоционально значимый.
Формирование речевого слуха
Определяя условия речевого развития ребенка, мы среди прочих назвали формирование речевого дыхания, голосового и артикуляционного аппарата, но перечень этих условий будет неполным, если не сказать о формировании слухового внимания. Говоря о формировании речевого слуха, нужно помнить, что ребенок прежде слышит звуки родного языка, лишь потом учится их произносить.
Как происходит формирование речевого слуха у ребенка?
Опережающее развитие слуха наблюдается во всех возрастных группах. Поэтому взрослым, с одной стороны, необходимо заботиться о создании фона тишины, не перегружать слуховое восприятие ребенка (нельзя, чтобы в доме, где находится ребенок, постоянно громко работал телевизор, магнитофон, громко разговаривали члены семьи, кстати, тогда и ребенок быстро приобретет привычку постоянно разговаривать на повышенных тонах, а изменение силы голоса не будет воспринимать как средство привлечения внимания собеседника). С другой стороны, учить ребенка вслушиваться в окружающие его звуки (что слышишь в доме, на улице), развивая слуховое внимание, учить по звукам догадываться о происходящем. Развитие слухового внимания, обеспечивающее также и развитие внимания к звуковому составу слова, сделает на пятом году жизни доступными речевые игры: «Назови слова, которые шипят (со звуком ")ш"), которые рычат» и т. п.
Таким образом, речевое развитие ребенка во многом зависит от того, что называют правильным речевым режимом. Правильное формирование речевого слуха у ребенка предполагает, с одной стороны, что нельзя перегружать речевой аппарат ребенка: заучивать с ребенком стихи, не соответствующие его возрасту, постоянно демонстрировать окружающим речевые успехи (расскажи папе, деду, бабушке, тете, дяде), разрешать ребенку смотреть фильмы, не соответствующие возрасту, особенно страшные фильмы на ночь, постоянно перегружать ребенка впечатлениями и информацией, – нередко именно перегрузка речевого аппарата ребенка становится причиной заикания, хотя родители не признают этот факт, чаще связывают заикание с испугом. С другой стороны, взрослые постоянно должны побуждать ребенка к общению, побуждать его к высказыванию своих мыслей, обеспечивая тем самым овладение коммуникативной функцией языка.
Детская потребность в общении
Ребенок четвертого-пятого года жизни не просто испытывает потребность в общении, ему важно определить точку зрения взрослого на тот или иной предмет. Поэтому ему необходимо разговаривать со взрослым, рассказывая ему, спрашивая о чем-либо. Дело в том, что после трех лет язык становится для ребенка средством познания окружающего мира, и если до трех лет для этой цели ему был необходим собственный сенсорный опыт (обязательно нужно было потрогать, постучать, взять на зубок), то теперь он начинает доверять опыту взрослого. Средством передачи этого опыта становятся разговоры со взрослым и обсуждение бесконечных детских «почему?».
Познание окружающего мира является важнейшим условием речевого развития ребенка, и задача взрослого – обеспечить процесс познания и формирование у ребенка интереса к этому процессу (прогулки, поездки в лес, детские праздники, детские спектакли, чтение художественной литературы). В процессе познания ребенок узнает новые явления действительности, называет словом эти явления. Именно познавательные процессы обеспечивают обогащение детского словаря, появление в нем новых слов, овладение детьми различными по структуре предложениями. В построении предложений отражается осознание детьми связей в реальной действительности: например, предложения с союзом «потому что» появляются лишь тогда, когда дети понимают причинную связь между явлениями.