Долгое время, вплоть до 70-х годов прошедшего столетия, признавалась решающая роль влияния матери на эмоциональное и социальное развитие ребенка. Еще 3. Фрейд говорил о ведущем значении удовлетворения биологических потребностей ребенка. Кроме того, именно он первым сделал заключение, что младенец и заботящаяся о нем мать представляют собой единое и неразрывное целое.
А. Фрейд показала, что психологические взаимоотношения между матерью и ребенком движутся от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям. Дети же, лишенные материнской заботы, став подростками, стремились к установлению детско-материнских отношений со взрослыми.
Исследования психологов, проведенные в последние десятилетия, свидетельствуют о том, что не только мать влияет на ребенка, но и ребенок с самого рождения демонстрирует социальное поведение и оказывает влияние на мать. Доказательством этого являются приводившиеся выше данные Хевиленда и Лелвики о способности десяти-недельных младенцев реагировать на эмоциональные состояния матери изменениями своего эмоционального состояния.
Это означает, что ребенок обладает врожденной способностью к эмоциональным контактам с другими людьми, с момента рождения он в состоянии различать социальные сигналы, подаваемые матерью, и сигнализирует ей о своем состоянии. Кроме того, сами врожденные программы поведения ребенка вызывают необходимую для его выживания и развития заботу со стороны окружающих. Именно эти данные стимулировали изучение так называемой привязанности ребенка к матери, то есть его избирательного отношения, обеспечивающего ему безопасность и эмоциональную поддержку.
Привязанность к матери является необходимым условием нормального психического развития ребенка, поскольку способствует развитию его активности и уверенности в себе, самостоятельности и независимости в поведении, а также таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость, теплота в отношениях.