Многие родители, которых воспитывали в строгости, предпочитают расставаться с такими традиционными добродетелями, как добросовестность, скромность, усердие, экономия и так далее. При воспитании своих детей они ставят на первое место развитие личности в плане подготовки к самостоятельной жизни.
Однако в школьном возрасте эта проблема обостряется, так как родители предпочитают рассматривать альтернативу: саморазвитие против приспособленчества. Много споров среди родителей идет по вопросу о значении дисциплины. Если родители недооценивают фактора уверенности ребенка в себе, так что же тогда остается: приспосабливаться? Когда можно сказать сыну или дочери «нет»? И кто, собственно, должен приспосабливаться? Если уверенность в себе считать пороком, то кто же захочет есть салат, если он внушает отвращение?
Понимать воспитание как посредничество в выработке определенной позиции или манеры держать себя - значит посеять его на пустую почву, хотя оно и воспринимается в духе времени. В течение последних тридцати лет наметилась перемена в идеалах воспитания. Если раньше были особенно важны такие факторы, как дисциплина, усердие и стремление к успеху, то во второй половине XX столетия эта позиция изменилась.
В исследованиях института сравнивались родители 1960-х и 1990-х годов. В течение тридцати лет просматривались такие качества, как толерантность и способность добиваться успеха. Усвоение знаний и развитие интересов давали возможность повышения престижа. Одновременно другие качества - такие как самоограничение и приспособленчество, потеряли свое значение.
Как происходит воспитание личности ребенка?
Спросите сегодня родителей, должен ли их ребенок оценивать уверенность в себе как вершину своих желаний и стремится ли он чего-либо добиться? В современном конкурентном обществе, как ответил мне один отец, «они нуждаются в моей поддержке».
Противоречие между толерантным воспитанием и жесткой реальностью в обществе неразрешимо. Индивидуализированная личность испытывает более жесткий прессинг на рынке рабочей силы, чем это было раньше. Личность, как таковая, сейчас едва ли имеет значение. Современный человек заявляет свое право удовлетворять собственные потребности только одним возможным способом, а именно - пройдя через большое число испытаний.
«Каждый молодой человек предпочитает оставаться на вершине своих возможностей, не пытаясь совершенствоваться далее. На всех уровнях постоянно ставится вопрос: а достигли ли мы этого совершенства? Ответ на этот вопрос и для взрослых и для детей труден. Дети прислушиваются к мнению старших, но также и к своему».
Будни наполнены различными профессиональными и семейными планами. Каждый член семьи рассчитывает при этом на собственные возможности, что приводит к постоянным разногласиям. Бескорыстная мать уходит на покой. Новая мать пытается, правда, все еще играть, с одной стороны, в традиционную колонку для заправки горючим, а с другой - в попытки удовлетворить собственные потребности. Однако двойная нагрузка и перегрузка едва ли уживутся в реальности. Мать должна быть слишком усердна, чтобы быть в состоянии успеть сделать все.