Когда роль родителей, и особенно матерей на протяжении столетий изменилась, то сразу же возникло представление об идеальном ребенке и новых методах его воспитания. С превращением детей в воспитательные объекты в эпоху Просвещения вышли на первый план и различные к ним подходы. В европейско-христианской культуре столетиями доминировала идея, согласно которой ребенок всегда склонен козлу и должен быть поэтому скромным. Об этом писал еще Лютер: «Кто любит ребенка, тот должен воспитывать его скромным!»
В XVIII веке преобладало представление, что ребенок - как это сформулировал английский философ Джон Локк, - это чистый лист бумаги, и воспитатель может формировать его согласно собственным желаниям и представлениям. В XIX веке ребенка видели как молодое деревце, которое следует выхаживать в подходящих условиях. Символом времени бесчисленных воспитательных экспериментов того времени были пыточные методы воспитания доктора Шребера. Он изобретал каркасы и специальную мебель, к которой привязывал детей и оставлял их так на несколько часов и даже на ночь, чтобы исправить их осанку, не давать заниматься онанизмом или сосать большой палец.
Что такое личность ребенка?
В XX веке личность ребенка стала фактором широкого общественного интереса. Проводились психоаналитические исследования по влиянию педагогов, медиков, психологов и юристов, которое они оказывали на маленьких детей целого ряда поколений.
Зачастую рекомендации этих ученых приводили к тяжелым последствиями, негативно отражаясь на воспитательном процессе. Особенно в тех случаях, когда раздавалась критика в адрес матерей за неумелый подход к детям. Наконец утвердилось представление, что ребенок должен сохранять те качества, которые он получил от природы, и не следует перегружать его голову знаниями из современной жизни. Прошло несколько десятилетий, и это мнение стало меняться, поворачиваясь на 180 градусов в зависимости от того, какие эксперты-педагоги брали верх.
Как менялись представления о ребенке в XX веке, можно проследить на примере эволюционной психологии. Споры о том, что, собственно, представляет собой ребенок - полностью сформированное родителями сырье или же генетически запрограммированный само разработчик, - продолжаются до сих пор.
Дальнейшее и чрезвычайно действенное учение представил Зигмунд Фрейд, отец психоаналитики. Ребенок, с его точки зрения, с самого рождения - это «кипящий котел, полный конфликтов». Его инстинкты, связанные с сексуальными влечениями, неминуемо приводят к разногласиям либо с родителями, либо с самим собой. Теория Фрейда, включая комплекс Эдипа, нуждалась в подтверждении практическим опытом. Кроме того, для Фрейда характерна ложная теория бессознательной стихии, которая господствует над человеком уже в младенчестве. Тем не менее его труды оказывают влияние на общественное сознание до сих пор, и в некоторых случаях их рекомендуют как обязательное учебное пособие для воспитательниц и педиатров.