Исследования о поваренной соли увлекают нас в отдаленные времена. Можно предположить, что человек обратил внимание на это вещество лишь тогда, когда стал возделывать зерновые культуры и употреблять растительную пищу. Для этой цели использовались скрытые в недрах земли естественные месторождения соли, соленые водные источники, море.
Происходило это примерно 10000 лет до н.э. предположительно в нынешней Малой Азии. Версия эта обосновывается физиологическими особенностями живого организма: в процессе обмена веществ поваренная соль выделяется из него. Следовательно, она должна и поступать в организм. Естественно, когда человек питался мясом и рыбой, он довольствовался солью в этой пище. Позже, при переходе к оседлому образу жизни, места для селений первобытные люди стали выбирать, как правило, вблизи к источникам воды и соли.
История лечебной соли
Письменные сведения о соли известны, начиная с «Ветхого Завета». В третьей книге Моисея говорится: «Каждую пищевую жертву следует солить, жертва без соли не свяжет тебя с богом. Поэтому вместе со всеми жертвами ты должен жертвовать и соль».
В древние времена договоры заключались с жертвенной трапезой, в которой соль являлась непременной составной частью.
«Разве вы не знаете, что господь бог Израилев отдал навечно царство Израиль Давиду, ему и его сыновьям - соленый союз».
У Гомера в IX песне «Илиады» Илиос по поручению Агамемнона пытается примирить греческих князей, в том числе Одиссея с Ахиллесом. Последний весьма дружелюбно принимает их в шатре... «Он разрезал мясо на куски и насадил их на вертел, раздул мощный огонь и, когда лепестки огненного цветка увяли, он разравнял угли и поместил над ними вертел, посыпая мясо божественной солью, и стал поворачивать вертел...»
«Божественной» соль названа потому, что, по преданию, она была подарком, который Пефей, отец Ахилла, получил от бога моря Нерея в день своей свадьбы, и она обладала свойством делать печальное веселым.
Соль, как приправа
С самого начала, как только соль стали употреблять с пищей, она стала важнейшей приправой, улучшающей вкусовые качества пищи и являющейся физиологически необходимым веществом.
Значительно позже, в «Естественной истории» Плиния Старшего, встречаем сведения о том, что римляне высоко ценили соль как приправу ко всякой пище в поваренном искусстве. «Соль служит приправой ко всякой пище; она возбуждает аппетит и улучшает вкус пищи. Из всех приправ к пище вкус соли является преобладающим. Вещество это до того драгоценно, что название его прилагается к обозначению душевной радости, называемой «sales». Все удовольствия жизни: веселие, отдых после труда и т.п. недостаточны для характеристики этой душевной радости. От слова «sal» происходит слово «salaire», т.е. слава, почести, возвышение и награда за военные подвиги. Соль дает аппетит рогатому и вьючному скоту, увеличивает количество и качество молока и возвышает вкус сыра. Без соли нельзя было бы жить приятно. Мы уже видели,- говорит Плиний, - что соль высоко ценилась у древних; они ели свой хлеб с солью, на что указывают и поговорки. Соль была необходимою принадлежностью жертвоприношения у древних; ни одно жертвоприношение не обходилось без соленых пирогов».
Соль, как лекарство
Далее Плиний характеризует соль как «медикамент», средство для живого тела вяжущее, высушивающее и сжимающее, предохраняющее от гниения трупы и способное сохранять их веками. Принятая внутрь, отмечает он, соль является средство! острым, горячительным, очистительным, разрешающим и «становится ядовитою в том случае, если употребляется не как приправа, для возбуждения аппетита». Таким образом, Плиний говорит о вреде соли при чрезмерном ее употреблении.
В давние времена соль превозносят и даже поэтизируют. Римлянин Саллюстий писал о соли как о веществе, которое может заменить любую пищу, кроме хлеба. Древнегреческий поэт Гомер называл соль «божественной». А римский ученый Плиний в доказательство того, что без соли нельзя прожить, приводит римскую пословицу: «Каждому телу необходимы солнце и соль!». Он же писал: «...наибольшее удовольствие в жизни не может существовать без соли. Это вещество так необходимо человеческому роду, что даже духовные удовольствия не могут быть лучше выражены, как словом «соль» - таково имя, данное всем проявлениям острого ума. Все наслаждения жизни, высшая острота и радость, свобода и сущность труда не могут найти слова в нашем языке, которое характеризовало бы их лучше, чем это!».