Некоторые дети никогда не играли в одиночестве. Они просто не знают, как это делается. Возможно, вам придется развить этот навык, прежде чем он войдет у них в привычку. Начните со следующего:
Раз в день или в два дня предлагайте ребенку предметы, с которыми может играть один человек: мозаику, бумагу и цветные карандаши, книги, игрушечные машинки, конструктор и т. д. Начните играть с машинками или конструктором сами, не приглашая ребенка. Рассказывайте вслух, громко, с интересом и энтузиазмом в голосе обо всем, что вы делаете, например:
Я нарисовал большой желтый автобус.
Этой машинке нужно заправиться. Пусть этот ботинок будет заправкой.
Интересно, откуда эта деталь.
Терпеливо ждите, когда ребенку станет любопытно или он захочет вашего внимания.
Говорите с большим энтузиазмом обо всем, что делает ребенок в этой игре, независимо от того, насколько это значимо.
Ты выбрал книгу с китом на обложке.
То, что ты строишь, похоже на замок. Эти солдатики могут быть рыцарями.
Наверное, твоей машинке тоже нужно заправиться.
Цель этого задания - не игра с ребенком, этим вы можете заняться в особое время. Наша цель здесь заключается в следующем:
✓ показать, как играть самому;
✓ продемонстрировать нашим энтузиазмом, как весело играть самому.
Если ребенок попросит вас нарисовать или сделать что-то для него, не делайте, потому что это снова сместит акцент на вас как на режиссера развлечений. Это также может укрепить его веру в то, что он сам не справится с этим достаточно хорошо.
Если вы готовы играть так по десять или пятнадцать минут в день, в течение нескольких недель вы можете научить ребенка, как развлекать себя самому: бесценный навык для него и минуты отдыха для вас как для родителя. После нескольких дней или нескольких недель обучения самостоятельной игре начинайте оставлять ребенка ненадолго одного каждый день и добавляйте по несколько минут каждые несколько дней.
Некоторые дети испытывают тревогу, когда родитель находится вне поля зрения. Если необходимо, вы можете сначала оставлять ребенка играть одного в той же комнате, где находитесь вы, но вы должны заниматься собственными делами и не должны разговаривать с ребенком. Затем вы можете перейти в соседнюю комнату, но пусть вас будет видно. Со временем вы сможете находиться в другой части дома или квартиры, а ребенок будет весело играть в дальней комнате или на другом этаже.
Если ваш ребенок как раз перестал спать днем - это прекрасная возможность для введения самостоятельной игры. Вот как одна семья сделала этот переход.
Описательная похвала
Если вы продолжаете хвалить усилия ребенка, используя описательную похвалу, немного пороптав и поплакав, он станет более самостоятельным и уверенным в себе и вскоре начнет получать удовольствие и удовлетворение от самостоятельной игры.
Последние пятнадцать минут ты играл один очень тихо и не мешал мне. Я спокойна, потому что могу сосредоточиться на том, что я делаю.
Когда я сказала, что настало время тихого часа в твоей комнате, ты не возмущался. Ты сразу же пошел в свою комнату. Ты очень послушный.
Ты нашел, чем заняться самостоятельно, когда увидел, что у меня много дел. Спасибо, что терпеливо подождал.
Я вижу, тебе очень нравится мастерить человечков из ершиков для чистки посуды. Через некоторое время, когда я освобожусь, ты мне покажешь их?
Я знаю, что ты очень расстроился, потому что не смог встретиться с друзьями сегодня. Но теперь у тебя есть время порисовать. Это проявление гибкости.
Ты просматривал книги в течение десяти минут. Это так долго. Ты уже такой самостоятельный!
Ты так тихо играл в своей комнате!
Ответное слушание
Начнем с того, что ребенок может очень расстроиться из-за нового правила. Как всегда, ответное слушание поможет ему совладать со своими эмоциями и уменьшить сопротивление.
Ты хочешь, чтобы я поиграл с тобой прямо сейчас. Я вижу, что ты расстроен из-за того, что тебе придется играть самому.
Я слышал, как ты кричал, когда у твоего нового самолета отвалилось крыло! Ты очень разозлился, когда это произошло. Но ты не пришел ко мне. Ты разобрался во всем сам.
(Это еще один пример сочетания ответного слушания и описательной похвалы.)
Ты так зол! Ты, наверное, хотел бы поиграть со своим братом, но твое самостоятельное время еще не закончилось.
Похоже, тебе до сих пор не нравится новое правило о самостоятельной игре. Ты сердишься, что не можешь посидеть за компьютером. Это ты сделал бы с удовольствием.
Никогда не просить дважды
Даже с ребенком, который отказывается играть самостоятельно, поможет справиться методика «Никогда не просить дважды».
Вознаграждения и наказания
Напомню еще раз, что вознаграждение поможет вашему ребенку преодолеть все трудности, проявить терпение и в конечном итоге полюбить играть самостоятельно.
Выводы
Когда у детей входит в привычку играть в одиночестве достаточно долго каждый день, они становятся более самостоятельными, уверенными в себе, изобретательными и опытными при решении проблем. Это очень ценные жизненные навыки для каждого ребенка, и предлагаемые стратегии дают вам инструменты, которые помогут вашему ребенку добиться этого.