Необходимые организационные навыки: метапознание, гибкость.
Возраст: 7-14 лет; хотя метапознание в высшей форме развивается поздно, учиться решать проблемы с ребенком вы можете прямо сейчас.
Как научить ребенка решать проблемы?
Правила решения проблем
Поговорите с ребенком о проблеме. Обычно разговор включает три шага: привлечь внимание ребенка или объяснить, что вы понимаете, как он себя чувствует («Я вижу, что это тебя по-настоящему злит» или «Должно быть, это тебя сильно расстраивает»); общее описание сути проблемы («Давай скажем прямо: ты расстроен, потому что друг, с которым ты собирался поиграть, не может выйти на улицу»); более детальное описание проблемы и способа ее решения («У тебя есть целый свободный день, и ты не знаешь, чем заняться»).
Вместе с ребенком придумайте столько различных решений, сколько сможете. Возможно, понадобится установить временные рамки (например, 2 минуты), чтобы активировать процесс или устранить ощущение свободного задания. Запишите все возможные решения. На этом этапе не критикуйте их, поскольку это мешает творческому мыслительному процессу.
Чтобы научить ребенка решать проблемы попросите ребенка изучить все решения и выбрать то, которое нравится ему больше всего. Можно сначала обвести 3-5 вариантов, а потом сократить их число, обсудив плюсы и минусы каждого.
Спросите ребенка, нужна ли ему помощь в реализации выбранного решения.
Обсудите, что произойдет, если первое решение не сработает. Возможно, нужно будет выбрать другой вариант или проанализировать, почему не сработал первый, и изменить ситуацию.
Похвалите ребенка за хорошую идею (а потом за ее воплощение).
Модификации-корректировка
Это стандартный метод, используемый для всех видов проблем, включая и межличностные, и препятствия на пути к желаемому. Иногда лучше всего найти способ преодолеть препятствие, в других случаях - помочь ребенку в осознании того факта, что он не сможет получить желаемое.
Иногда чтобы научить ребенка решать проблемы можно провести «переговоры»: вы с ребенком обсудите, что нужно сделать для удовлетворительного решения проблемы. В таком случае вы должны объяснить ему, что вам обоим придется жить с этим решением. Возможно, стоит поговорить о том, как обсуждаются условия трудового договора, когда и руководитель, и работник получают желаемое в результате сделки.
После того как вы проделали всю процедуру несколько раз вместе, решая различные проблемы, возможно, ребенок уже сможет сам использовать «рабочий лист». Поскольку вы стараетесь поощрять самостоятельное решение проблем, можно попросить ребенка сначала самому заполнить рабочий лист и только потом обратиться к вам за помощью (при необходимости). В конце концов ребенок усвоит весь процесс и сможет решать проблемы «с лету».