Как развить рабочую память ребенка

Рабочая (кратковременная) память - способность удерживать в уме информацию во время выполнения сложных заданий. Мы постоянно рассчитываем на нее. Она дает нам возможность пойти в магазин и купить все нужное, не составляя списка.

Из этой статьи вы узнаете как развить рабочую память у своего ребенка.

Как развить рабочую память?

Если вы помните, что должны зайти в химчистку по пути домой, то используете кратковременную память. Когда вы находите в телефонной книге нужный номер и помните его, пока не сделаете звонок, вы тоже применяете ее. Если супруг просит вас что-то сделать, а вы отвечаете: «Сейчас, помою посуду и сделаю» - а потом не забываете об этом, значит, у вас хорошая кратковременная память. И скорее всего, у вас с ней проблемы, если вы не можете запомнить дни рождения, возвращаетесь домой, выполнив только половину запланированного, но не записанного, и стараетесь не представлять друг другу людей на вечеринке, потому что не можете вспомнить их имен.

Развитие кратковременной памяти

Кратковременная память начинает развиваться еще в раннем детстве. Если вы, играя с ребенком, прячете его любимую игрушку под одеялом, малыш использует рабочую память, когда поднимает одеяло, чтобы достать ее. Он уже способен удерживать в памяти и изображение игрушки, и ваше действие.

Невербальная кратковременная память у детей развивается раньше вербальной, этот навык появляется до того, как ребенок учится понимать речь. Когда у детей появляется речь, рабочая память увеличивается, потому что теперь они могут опираться на визуальные образы и язык.

Естественно, мы не ожидаем многого от рабочей памяти совсем маленьких детей. Когда детям меньше трех лет, они помнят только о том, что находится в непосредственной близости (в пространстве или во времени). Если мы хотим, чтобы они что-то сделали, мы им не скажем: «Ты бы не мог убрать свои игрушки после того, как посмотришь мультфильм?» (если только мы не собираемся напомнить им об этом, когда мультфильм закончится). Мы можем попросить их сложить все кубики в коробку, когда сами находимся в их комнате, но обычно не требуем пойти в комнату и выполнить аналогичное задание самостоятельно.

Постепенно можно увеличить как время, так и расстояние для заданий чтобы развить рабочую память ребенка. Воспользовавшись опросником, основанным на заданиях, которые дети способны выполнять независимо в различные периоды детства, вы можете оценить, на какой ступени развития вашего ребенка могут ожидать сложности. Эта шкала поможет вам лучше оценить, как ваш ребенок использует рабочую память.

Тест: насколько хорошо развита рабочая память у вашего ребенка?

С помощью шкалы оцените, насколько успешно ваш ребенок выполняет каждое из перечисленных заданий.

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа - детский сад

  • Выполняет простые задания (например, приносит обувь, когда попросят)
  • Помнит указания, которые получил только что
  • Выполняет простые задания после одного напоминания на каждый шаг (например, почистить зубы после завтрака)

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может выполнять задания, состоящие из 2-3 шагов
  • Помнит указания, которые получил несколько минут назад
  • Выполняет пару этапов простых заданий после одного напоминания

Начальные - младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Не забывает выполнять повседневные задания после школы без напоминания
  • Не забывает брать в школу все нужные учебники, тетради и задания и приносить их домой
  • Может отслеживать изменение своего расписания (например, мероприятия после школы)

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен помнить и выполнять задания и требования нескольких учителей
  • Помнит события или обязанности, которые нужно делать не каждый день (например, получить разрешение для поездки на экскурсию, специальные инструкции для внеклассных мероприятий и т. д.)
  • Помнит многоэтапные инструкции, если у него достаточно времени на запоминание и опыта

Способы развития рабочей памяти у детей

1.

Смотрите в глаза ребенку, когда говорите ему то, что он должен запомнить.

2.

Сведите к минимуму все внешние отвлекающие факторы, если хотите, чтобы ребенок обращал внимание только на вас (например, выключите телевизор или отключите звук).

3.

Попросите ребенка повторить все, что вы ему сказали.

4.

Используйте письменные напоминания чтобы развить рабочую память - порядок действий в картинках, списки и расписания, в зависимости от возраста ребенка. На каждом этапе просите «проверить расписание» или «заглянуть в список».

5.

Чтобы развить рабочую память ребенка повторяйте с ребенком то, что он уже должен знать, непосредственно перед ситуацией (например: «Что ты должен сказать тете Мэри, когда она даст тебе подарок?»).

6.

Пусть ребенок подумает о том, что поможет ему запомнить что-то важное.

7.

Если ребенок учится в средней школе, воспользуйтесь мобильным телефоном, SMS или чатом, чтобы напомнить ему о важных задачах, которые он должен выполнить.

8.

Подумайте о награде за запоминание важной информации или наказании за забывчивость. Например, вы разрешите ребенку взять напрокат приставку для видеоигр на все выходные, если он всю неделю не будет забывать в школе материалы для домашней работы. Поощрения и наказания полезны, если рабочая память ребенка недостаточно хорошо развита.